Библия и живопись

Рождение Девы Марии

Евангелия не упоминают о Деве Марии до Благовещения, так что сюжеты о ее рождении и детстве заимствовались из "Золотой легенды". Это произведение основывалось на очень ранней апокрифической новозаветной литературе, в особенности на Протоевангелии (или Книге Иакова), которое рассказывает о родах Анны:

"Прошли положенные ей месяцы, и Анна в девятый месяц родила и спросила повивальную бабку: кого я родила? Ответила та: дочь. И сказала Анна: возвысилась душа моя в этот день, и положила дочь".

Эта сцена, редко изображавшаяся до XIV века, показывает спальню, Анну на заднем плане, лежащую на постели; возможно, ей прислуживают служанки, тем временем на переднем плане другие женщины моют младенца. С дарами приходят соседи. Поскольку Иоаким (отец) был человеком состоятельным, комната может быть богато убрана. Хотя Тридентский собор ставил целью очистить христианскую историю от апокрифических элементов, рождение Девы Марии продолжало изображаться и в XVII веке.

Данное событие, отмечаемое как церковный праздник, стимулировало разработку этого сюжета в живописи, например, к введению ангелов, спускающихся с неба на облаках. Престарелый Иоаким, муж Анны, может изображаться с изумлением взирающим на младенца, лежащего на руках служанки.