Библия и живопись

Моисей

Историки о Моисее

Великий вождь иудейского народа, законодатель и основатель официальной религии, Моисей воспринял на горе Синай десять заповедей Бога (декалог). Пять книг Моисея (Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие), Пятикнижие, почитаются иудеями под именем Тора (закон). Они - дело рук, конечно, не одного автора, а берут свое начало из четырех-пяти главных источников. Доведенные последующей редакционной работой до нынешнего единства, эти пять книг составляют первую часть ветхозаветного канона.

Моисей, без сомнения, историческое лицо, чье имя является египетским и означает "сын" или "ребенок" (ср.. например. Тот-мос (Тутмос), Ра-мос (Рамсес), т. е. Сын Тота. сын Ра. или Ре). Еврейское толкование вытащенный из воды" неоправданно. Согласно наиболее вероятному хронологическому допущению, Моисей жил ок. 1450 до н. э.; "тьма на земле Египетской" перед исходом евреев из Египта связывается с извержением вулкана на острове Фера (Санторин), при котором тучи пепла затмили солнце.

Моисей объединил народ, состоящий из вырвавшихся из Египетского царства евреев, посредством заключения завета (союза) с одним только Богом Яхве ("Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим" - Исх 20:3) и наряду с религией укрепил право и нравственный закон. Однако он не был "ни членом жреческой касты, ни военным деятелем, он не принадлежал к кругу экстатических людей, не имел возможности опереться на старую знать... (он был) пророком и человеком Бога". Из-за своего гнева у вод Меривы, "у которой вошли в распрю сыны Израилевы с Господом" (Чис 20:13), он лишился своего шанса войти в "землю обетованную" и умер на горе Нево; "и никто не знает места погребения его даже до сего дня" (Втор 34:6).

Среди ветхозаветных фигур, которых Церковь считала прообразами Христа, Моисей был даже более значительной, чем Давид, и между его жизнью и жизнью Христа проводилось много параллелей. Предполагалось, что фрески Сикстинской капеллы, изображающие на противоположных стенах циклы сцен из жизни Моисея и Христа, будут трактоваться именно в этом аспекте. В других контекстах он предстает как прообраз Св. Петра.

Обычно Моисей изображается седобородым, с развевающимися на ветру волосами, патриархального облика, хотя иногда он предстает молодым и без бороды. Его лик излучает сияние, которое принято было изображать в виде лучей света, напоминающих два рога, с обеих сторон. Художники средневековья и раннего Возрождения в самом деле наделяли его рогами. Эта традиция происходит от употребления в Вульгате - латинском переводе Библии - слова comutam (лат. - "рогатый"), использованного при описании вида Моисея, в каком он предстал, когда спустился с горы Синай, держа скрижали Закона: "Лицо его стало сиять лучами". В латинском переводе этого фрагмента это слово означает "сияние лучами света" или "окруженный ореолом". Другими его атрибутами являются жезл (посох) и таблички (скрижали), иногда исписанные цифрами от 1 до 10 или цитатами из заповедей

Художники XV-XVIII веков часто изображали в своих работах темы из жизни Моисея,согласно описаниям Ветхого Завета.

1. Нахождение Моисея

2. Моисей убивает египтянина

3. Дочери Иофора

4. Горящий куст (Неопалимая купина)

5. Переход через Красное море

6. Сбор манны

7. Моисей, добывающий воду из скалы

8. Моисей получает скрижали Закона

9. Медный змей

10. Смерть Моисея

Пророки