Библия и живопись

Святой Георгий

Легендарный воин, святой и мученик. Считается, что он родился в Каппадокии в Малой Азии, а умер в Лидде в Палестине примерно, в конце III века.

С древних времен он особенно почитаем греческой Церковью. Его популярность на Западе начинается лишь с XIII века. Он святой покровитель нескольких европейских городов, в том числе Венеции. Он стал покровителем Англии в 1222 г., а приблизитeльно столетием позже и ордена Подвязки.

В историю православной Церкви он вошёл как Георгий Победоносец.

В живописи изображается:

Рубенс. Св.Георгий. и дракон

1.Св. Георгий и дракон.

Ключ к этой теме лежит в драконе. Для ранних христиан дракон символизировал зло, в особенности язычество. Потому обращение языческих стран в христианство могло изображаться в символической форме — как пронзание дракона пикой.

Со временем первоначальное значение забылось; более поздние века интерпретировали этот образ заново согласно известных в то время традиционных античных историй.

Св. Георгий, подобно Персею, победил, как гласит предание, дракона у берега моря, вне стен города, чем спас царскую дочь, которую принесли в жертву. В таком виде эта история впервые стала известна из "Золотой легенды" (XIII век), сделавшей местом действия Силену, город в Ливии. Другие источники указывают на Бейрут, где, согласно местной традиции, свой подвиг совершил Персей.

Св. Георгий облачен в доспехи и сидит на коне (чаще белом — чистота), в руках у него меч. Его копье уже сломано и лежит на земле - кусок его может быть вонзен в шею Дракона. Принцесса молится о победе святого. Повсюду разбросаны останки предыдущих жертв. Дракон, как обычно, крылатый и покрыт чешуей, часто с раздвоенным языком и конусообразным хвостом. Святой облачен в доспехи римского воина или (обычно в искусстве Северной Европы) средневекового рыцаря.

Иногда также изображается последствие этой истории. Связав дракона поясом принцессы, обладавшим волшебной силой подчинять себе, Св. Георгий привел его в город и здесь убил на глазах царя, придворных и испуганных горожан. На них восточные одежды, на головах тюрбаны.

Затем святой крестил царскую семью, которая изображается в церкви, стоящей на коленях в купели.

В качестве религиозно-портретного образа, Св. Георгий топчет ногами дракона — победа христианской веры. Он держит обнаженный меч, иногда сломанное копье (которое помогает отличить его от других святых в доспехах), или знамя с красным крестом, или щит, на котором изображен крест.

На картинах, изображающих Деву Марию и созданных по обету, он сопровождает её, вместе c кем-то из Святых и донаторов.