Библия и живопись

Поклонение волхвов (царей)

Св. Матфей в своем Евангелии (2-1....2-12) рассказывает о мудрецах с Востока, которые во время Рождества Христова пришли в Иерусалим и спрашивали, где родившийся Царь Иудейский. Услышав это, царь Ирод, под предлогом, что он якобы сам хочет поклониться Младенцу, приказал им сообщить ему о том, где Младенец находится. Однако на самом деле он боялся лишиться власти. Перед мудрецами взошла звезда, которая двигалась, указывая путь и привела их в Вифлеем. На картинах, которые обычно носят название «Путешествие волхвов», изображено трое мудрецов, держащих путь в Вифлеем с целым караваном даров.

Боттичелли. Поклонение. волхвов

Когда мудрецы разыскали в Вифлееме Марию и ее Сына, они преклонились пред Иисусом и поднесли Ему дары: золото, ладан и смирну. Сцена, в которой мудрецы поклоняются Младенцу Христу, называется «Поклонение волхвов». Иногда волхвов изображают похожими на царей, ибо в Псалтире написано: «Цари Фарсиса и островов поднесут ему дань... и поклонятся ему все цари» (Псалт.71:10— II).

Волхвами, как свидетельствует история, были астрологи персидского двора, священники культа Митры, широко распространившегося в Римской империи в эпоху раннего христианства. Христианский писатель Тертуллиан (ок. 160-230) был первым, кто по-другому идентифицировал их, а именно, как царей. Их имена могли возникнуть в IX в. в Равенне.

В живописи раннего Возрождения волхвы одеты по придворной моде того времени. Один из них может иметь портретное сходство с покровителем художника, что являлось свидетельством приверженности патрона христианству. Сцена поклонения представляет Каспара (или Я-спира), самого старшего; он стоит коленопреклоненно перед Христом, сидящим на коленях у Марии. Каспар преподносит золотые дары. За ним стоят Балтазар (иногда негр) и Мельхиор (самый младший). Свита волхвов часто демонстрирует очевидные знаки их восточного происхождения: тюрбаны, верблюды, леопарды, или, как нередко бывает, звезду и сарацинский полумесяц. Обычно в этой сцене присутствует Иосиф. На заднем плане часто можно видеть Благовестие пастухам. На некоторых более поздних картинах, особенно XVII века, присутствует Дева Мария.

Вместилищем для даров волхвов (обычно на картинах XVI века) часто оказываются творения золотых дел мастеров, современников данного художника. Матфей ничего не говорит, сколько было волхвов, хотя число "три" можно вывести из числа даров. (В раннехристианском искусстве волхвов бывает два, четыре, а порой и шесть). Принесенные ими Христу дары имеют символический смысл: золото — царю, ладан — Сыну Божьему, а смирну(мирра, употреблявшаяся при бальзамировании), которая является символом смерти, — Страдальцу, пророчество смерти Христа. Для христианина эти дары символизируют принесение Христу благоденствия, силы, а также выражают преклонение пред Ним и готовность служить Ему. Церковный период празднования посещения волхвов называется Богоявлением, что означает явление Христа язычникам и распространение христианства во все страны, среди всех народов, во все века.

В представлении людей позднего средневековья волхвы, отдавая дань уважения Христу, явились, дабы персонифицировать три известных тогда части света - Европу, Африку и Азию. Отсюда традиционное изображение Балтазара (Африка) как негра. Но этот сюжет использовался также для того, чтобы символизировать подчинение светской власти Церкви. Этим и определяется то большое значение, которое этот сюжет имел в христианском искусстве.