Д.Г. Левицкий

Портрет А.Ф.Кокоринова

1769г, холст, масло, 134х102
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Зал 10

Кокоринов Александр Филиппович (1726-1772) - талантливый архитектор 1772). Принят, в 1742 году, на службу в московское дворцовое ведомство "архитектурии учеником"; в 1754 году произведен в унтер-архитекторы и поступил в помощники к графу Растрелли. К этой поре относится сближение Кокоринова с И.И. Шуваловым, для которого он выстроил роскошный дом в Петрограде (нынешнее министерство юстиции). Шувалов, по учреждении Академии Художеств, сделал Кокоринова своим ближайшим сотрудником по ее устройству и управлению. В 1760 году Кокоринов назначен инспектором, затем директором академии, с почти неограниченной властью.

Кокоринов -архитектор, строитель и первый директор Академии художеств в лучшие, для ХVIII века, «шуваловские» лета; чистейший вкус и поистине артистический дар сочетались у него с широтою взглядов и классической образованностью.

Но был этот человек в своем роде белой вороною, еретиком, кладя без остатка все силы на довольно странное по тем временам предприятие: отказ от «галлицизмов», пестование именно русской живописи и именно русских талантов,— Левицкий среди тех, кто вырастал под его крылом.

Портрет был представлен на академическую выставку и среди знаменитостей (Гроот, Лосенко) безоговорочно взял первое место, как лучшая картина в смысле совершенства формы и как «высокая» — в смысле своей духовной наполненности:

На портрете — человек с мужественным и спокойным лицом, вельможа «во славе», облаченный в специально сшитый для церемонии вступления в должность костюм (на атласный камзол с золотым шитьем и белый гродетуровый кафтан с собольей опушкой ушло целиком годовое жалованье). Он уверенно расположился в роскошно обставленном кабинете и горделивым жестом указывает на план здания спроектированной им Академии. В парике и при шпаге, с непринужденной легкостью опираясь на спинку массивного кресла, Кокоринов смотрит ласково и мечтательно, простодушно и устало, чуть усмехаясь.

Сколько оттенков мысли, чувств в твоем умном и светлом образе, Кокоринов. Знаешь ли ты, что, через неполных два года, промозглой мартовской ночью повесишься на чердаке, на сырых, еще пахнущих смолою стропилах своего детища, не выдержав раздоров и дрязг на службе, затравленный невзлюбившим тебя всесильным Бецким, и жена твоя чуть не будет просить подаяния?

Но портрет далек от предвиденья и психологического вглядывания.

Он — о том, что происходит с героем сейчас. А сейчас это образцовый государственный муж, само воплощение наказа Г.Р. Державина:

Вельможу должны составлять
Ум здравый, сердце просвещенно;
Собой пример он должен дать,
Что звание его священно.
Что он орудье власти есть,
Подпора царственного зданья;
Вся мысль его, слова, деянья
Должны быть — польза, слава, честь.

Все совершенство будущего Левицкого в инерции от силы этого портрета, оно напитано его мелодикой, его характеристическими и живописными достижениями.