Д.Г. Левицкий

Портрет Губаревой

1789г, холст, масло
Художественный музей им А.Н. Радищева, Саратов

Перед нами помещица средней руки в платье из голубого атласа, отделанном рюшами и кружевами, фактура и нарядность которых отчетливо переданы художником. Она уверенно выпрямилась в кресле. На портрете зрелая женщина, но она сохранила свою привлекательность и сознает это.

Свежий чувственный рот чуть приоткрыт, на щеках здоровый румянец, на полной шее — две нитки жемчуга, в ушах серьги, в пышной прическе — веточка розы с раскрывшимся цветком и двумя бутонами. Весь ее облик дышит свободой и довольством.

Самодовольная улыбка несколько простоватого лица, обилие украшений и — как следствие — яркость колорита дополняют характеристику деловитой провинциальной барыни. Фигура Губаревой, заполняющая весь низ холста, развернута в три четверти, видны обе руки. Кажется, что ей тесно в пределах холста, это придает фигуре устойчивость и почти монументальность.

Полнокровности и жизненной энергии в облике Губаревой соответствует и манера письма. Некоторая «мясистость» живописи создает впечатление особой материальности.

Левицкий осязаемо передает ощущение упругого розового тела, просвечивающего под кружевом, сдержанное свечение жемчужин и блеск атласных лент, подернутые влагой живые глаза. Портрет говорит о мастерстве художника — трезвого наблюдателя, оставляющего следующим поколениям живой и неповторимый образ человека.