А.Лосенко
Авель
1768г, холст, масло 120х174 см
Харьковский художественный музей, Украина
В этот период Лосенко много внимания уделял живописным этюдам обнаженного тела; в результате появились известные полотна «Авель» и «Каин» (оба 1768). В них сказалось не только умение точно передать анатомические особенности человеческого тела, но и способность сообщить им богатство живописных оттенков, свойственных живой натуре.
Картина «Авель», так же как другая работа живописца – «Каин», не имеет контекста. Библейские имена лишь обозначили натурщиков, позировавших для полотна, однако они идеально соответствуют сюжету картин. Интересно, что закрепившееся название появилось позже, сам автор так свою работу не называл.
Художник поставил перед собой задачу показать сильного человека в момент страдания, с чем великолепно справился.
Пространство картины идеально организовано: обнаженная натура, искусно задрапированная красной тканью, расположена строго по диагонали. Тщательно выписаны каждая анатомическая деталь, идеально соблюдены пропорции.
Фигура упавшего навзничь Авеля полна боли и отчаяния. Мышцы свела судорога, явно ощущается внутреннее движение в побледневшем теле. Глаза закрыты, открытые уста издают прощальный стон умирающего. Рука последним усилием тянется к месту смертельного удара.
Мрачный общий тон произведения созвучен происходящему событию. Приковывает к себе внимание красное пятно вокруг лежащего Авеля: зритель постепенно перестает видеть на картине отрез ткани, воспринимая его как расплывающееся кровавое пятно.
Отсутствие второго плана, пейзажного окружения, что было так принято изображать вокруг человеческой фигуры, подчеркивает художественное мастерство живописца было не только замечено, но и отмечено: за «Авеля и «Каина» талантливый художник удостоился звания академика.