Микеланджело. Мадонна у лестницы

Микеланджело Буонарроти (1475-1564)

Мадонна у лестницы

ок. 1490—1491, мрамор,
Каза Буонарроти, Флоренция

«Мадонна у лестницы» — мраморный барельеф, созданный Микеланджело ок. 1491 года. Это первое независимое, наиболее раннее из сохранившихся произведений мастера. Фриц Эрпель писал, что в этом произведении «…уже узнается зрелый Микеланджело, в захватывающем контрасте между благородной шеей и грудью Мадонны и атлетическим плечом младенца Христа, между линеарной перегруженностью спины мадонны и бегущей игрой складок её одежды». Шильяно назвал барельеф «загадочным, преждевременным». По его мнению, в барельефе «Мадонна у лестницы» юный скульптор «освоил и придал новую форму урокам Донателло, своего выдающегося предшественника», «присоединился к большой скульптурной традиции».

С 1490 по 8 апреля 1492 Микеланджело, который с 1489 года был учеником в художественной школе Лоренцо Великолепного в саду Казино Медичео (сад монастыря Сан Марко или Медицейських садах), жил в палаццо Медичи. Мрамор для учеников, а также все другие необходимые материалы закупались за деньги Лоренцо, но готовое произведение становилось собственностью художника. В отличие от его более позднего «Вакха», и «Мадонна у лестницы», и «Битва кентавров» сделаны из каррарского мрамора.

«Мадонна у лестницы» оставалась в семье Микеланджело до самой смерти художника в 1564 году. В 1566 году Леонардо, племянник Микеланджело, подарил барельеф Козимо I Медичи, предварительно сделав бронзовую копию. Новый герцог Медичи в 1616 году вернул скульптуру семье. Позднее его передали в коллекцию музея Каза Буонарроти (1617). В музее барельеф находится на соседней стене с «Битвой кентавров».

В 1930 году сделан гипсовый прототип барельефа, а в 2010 году из него было сделано ещё восемь бронзовых копий.

По композиции «Мадонна у лестницы» и напоминает живопись, но отличается от неё. Барельеф изображает женщину, сидящую у лестницы на камне. Рядом с ней играют четверо детей — трое на лестнице, а один чуть виднеется из-за её плеча. Изображённое близко к бытовому жанру, отсюда и лестницы, и озорники-дети.

Для создания барельефа Микеланджело использовал прием низкого рельефа, характерный для произведений Донателло. Об очевидности этого подражания писал и Вазари: «Микеланджело, будучи ещё молодым, пытался подражать манере Донателло и имел в этом успех, потому что эта Мадонна кажется настоящим произведением Донателло, за исключением лишь того, что в ней больше грации и четкости рисунка». Айнем пишет, что эта работа Микеланджело очень напоминает древнегреческие работы 4 века, но не считает, что можно это утверждение проследить далее. Поверхность барельефа «Мадонна у лестницы» тщательно зашлифованы, чем отличается от другого его раннего произведения «Битва кентавров».

Мадонна

Микеланджело отказался от фронтального ракурса. Женщина сидит и смотрит в сторону, а не на зрителя. Нимб вокруг его головы подчеркивает, что это — Богоматерь. Круг сияния несколько выступает за плоскость и частично заходит на необработанную часть мрамора. К Марии льнет сонный ребёнок, правая ручка которого заброшена за спину. Мать нежно прикрывает головку любимого ребёнка, чтобы не разбудить его. Младенец изображён без нимба. Поза мадонны будто расслабленная, что подчеркнуто скрещенными ногами. Мария задумчива, она предчувствует свою трагическую судьбу и знает, что ждет её сына.

Мадонна юного Микеланджело (в то время ему было 15 −16 лет) — это крепкая и мощная женщина, а не хрупкая, вялая или простоватая, как в произведениях других тогдашних художников. Его мадонна отличается и от мадонн Донателло, и Джованни Пизано, которые изображали их полными боли. Она способна родить богатыря и воспитать героя. Нечто подобное встречается в Мазаччо, произведения которого тщательно изучал и зарисовывал молодой Микеланджело.

По Саймондзу, уже в этой мадонне прослеживаются намеки на «волшебное величие» дальнейших его работ.

Марсель Брион писал, что фигура женщины создаёт впечатление монументальности произведения, несмотря на его небольшие размеры, а голые лестничные марши и каменный куб контрастируют с мягкими линиями её одежды. По мнению Либмана, эта внутренняя монументальность проявляется «даже у крутых ступень, высоких для простых смертных».

Младенец

Иисус изображён очень необычно — спиной к зрителю. С одной стороны — это просто ребёнок, уснувший у матери на груди, с другой — его правая рука, мускулистая, совсем недетская, подчеркивает божественность его природы. Безволие запрокинутой правой руки также использовалась Микеланджело как символ сна или смерти. Так изображены «Лоренцо II Медичи», Иисус «Флорентийской Пьеты». Также впервые в истории искусства взгляды матери и её ребёнка не обращены друг на друга или в одну сторону.

Уже в этом барельефе проявляется его желание изображать сильное, подтянутое тело, а его дальнейшие скульптуры будут излучать амбивалентность и противоречия.

Дети

В произведениях художников Возрождения и барокко часто изображались маленькие мальчики, иногда с крыльями. Их ещё называют «путти» (итал. putti, множественное число от итал. putto — «маленький мальчик», «амур»). Этот элемент также использовал Донателло. У Микеланджело изображены дети играют не только декоративную роль. Они могли трактоваться как внутренние символы, художественное выражение концепции нервов.

Дети держат длинную ткань. Возможно — плащаницу, которой со временем будет закутано тело Христа.

Лестница

По мнению Гери Радке, профессора истории искусства, «Мадонна у лестницы» предназначена для созерцания снизу вверх, стоя на коленях. Тогда появляется перспектива, которая кажется несколько примитивной, если смотреть на барельеф на уровне глаз. Этого эффекта Микеланджело достиг за счёт специфической резьбы линий ступенек, и это подчеркивается также правой ногой мадонны, которая несколько выше выступает над поверхностью чем другие элементы барельефа, а следовательно является ближайшей к зрителю.