Микеланджело. Умирающий раб

Микеланджело Буонарроти (1475-1564)

Умирающий раб

1512-1513, мрамор, высота 229 см
Музей Лувр, Париж

«Умирающий раб» – одна из статуй для неосуществленного проекта надгробия папы Юлия II, исполнена между 1513 и 1519 годами. Изображения умирающего и связанного раба не вошли в окончательный вариант надгробия, и Микеланджело подарил их в 1546 году Роберто Строцци, а тот в 1548 году – французскому королю Франциску.

По некоторым предположениям, фигуры рабов первоначально должны были обозначать скованные искусства, но аллегорический сюжет в этих статуях никак не выявлен. Скульптор изобразил не смертную муку, но забытье; статуя иногда называлась «Засыпающий раб». Ее смысл многозначен, зритель видит и сон и смерть одновременно, они равно несут избавление прекрасному юноше. И в этом, возможно, высший трагизм внешне гармоничного образа искусства Микеланджело. Статуя исполнена в те годы, когда окончательно формируется трагический смысл искусства Микеланджело и образ его героя, фатально обреченного на поражение в борьбе с непреодолимой враждебностью мира.

Смысл – многогранный и вечный. Прекрасного мраморного юношу часто именовали – «Засыпающий раб». Глядя на него можно подумать, будто создание погружается в сон, пусть даже вечный. В созданном образе слиты воедино трагизм смерти и победоносная свобода. Раб сокрушен в схватке с враждебным миром: обездвижен, мертв; но он, наконец, свободен: сон смерти дарит долгожданное избавление, отныне человек не пленник.

Этот раб умирает. Одной рукой он попытался схватиться за грудь, но она уже ослабела и начинает скользить вниз. А другая рука пошла в излом за голову, потому что он, не очень сознательно, попытался удержать себя от падения Его сознание, скорее всего уже в отключке. Похоже на это, правда? И ослабевшее тело, которым уже не управляет сознание, сейчас упадёт и жизнь из него исчезнет.

Скульптура Микеланджело одухотворена и необычайно прекрасна: сильное молодое тело юноши охвачено порывом внутренних переживаний. От мучительной безысходности и скованности «Умирающий раб» впадает в умиротворение и блаженный покой. В многозначительном образе отражена тема сокрушенного сопротивления и забытья.