Клод Моне. Камилла в японском кимоно

Клод Моне


Камилла в японском кимоно

1875, масло, холст, 231.8×142.3 см
Музей изящных искусств, Бостон

Картина была написана живописцем исключительно с коммерческой целью (для продажи на парижском художественном рынке) и носит декоративный характер. Она больше напоминает плоскостной рисунок.

Сюжет произведения незатейлив. Изображение не несет какой-либо смысловой нагрузки. Это, скорее, уступка вкусам публики, которая в то время увлекалась восточным искусством. В роли японки выступила жена Клода Моне — Камилла Донсье. На голове у нее светлый парик, поза очень выразительна, несмотря на всю ее статичность, и зрительно уравновешивается тщательно выписанным изображением самурая на кимоно. Шикарное одеяние, расшитое золотом, написано художником настолько мастерски, что кажется настоящим. Ярко-красный цвет, традиционный для японского костюма, контрастирует с белоснежным фарфоровым лицом модели и приковывает к себе взгляд зрителя, но в то же время несколько утяжеляет картину. В отличие от большинства других работ Моне, это полотно не столь насыщено светом.

Веера, которыми украшена стена, носят не только декоративный характер.Они дополняют образ, придавая картине необходимый восточный колорит. Изображенные на них плывущие челноки, женский профиль, птицы и пейзажи — типичная японская символика. Девушка практически сливается с красочными рисунками, хотя задний план несколько затенен и приглушен.

Ярко-красное кимоно Камиллы выделяется на сером фоне стены, украшенной веерами. Полотно чрезвычайно декоративно; традиционное японское одеяние полностью скрывает очертания тела женщины, композиция лишена глубины и приближается к плоскостности. Художник избегает четких контуров предметов: и фигура жены, и веера па стене за ее спиной, м японец, изображенный на ткани кимоно, написаны скорее цветом, нежели линией, за счет чего кажутся принадлежащими одной плоскости. В композиционном плане интересен рисунок кимоно: поворот тела японца уравновешивает позу Камиллы.