Бартоломео Эстебан Мурильо (1617-1682)
ЧАСТЬ 1 ЧАСТЬ 2 ЧАСТЬ 3
За неординарными людьми всегда тянется шлейф легенд и выдуманных историй. Если верить молве, этот испанский художник был сыном богатых и известных родителей, неоднократно совершал путешествия в Италию и даже в Америку, учился у самого Веласкеса. На самом деле многое в биографии художника — лишь вымысел.
Он был четырнадцатым ребенком в отнюдь не знатной семье севильского цирюльника Гаспара Эстебана. В 1627 г. умер отец, а через год и мать, Мария Мурильо, фамилию которой возьмет впоследствии Бартоломео, когда станет знаменитым.
Ну а пока мальчика стала воспитывать сестра Марии.
Тетка была замужем за известным врачoм Севильи, обеспеченным человеком, потому увлечение Бартоломео рисованием поощрялось. Супруги отдали его в ученики к Хуану де Кастильо (1584-1640), художнику, рисовавшему в духе испанских романистов XVI в., который приходился родственником его матери.
В 1639 г. учитель покинул Севилью ради Кадиса, города, постепенно становившегося «главными испанскими воротами в Новый Свет», а значит, финансовым и культурным центром страны.
Мурильо не поехал с учителем, предпочитая остаться независимым. Оставшемуся не у дел, ему ничего не оставалось, как заняться торговлей. Для севильской ярмарки свободный художник производил самый ходовой товар—картины религиозного содержания. Писать их приходилось быстро, отсюда в ранних работах — некоторая неуверенность рисунка и сухость выполнения.
Желание усовершенствоваться привело его в Мадрид. Здесь судьба свела его со знаменитым Веласкесом, который помог молодому художнику получить разрешение на копирование находящихся в королевских дворцах полотен Тициана, Рубенса, Ван Дейка. Пребывание в столице и знакомство с лучшими образцами европейской живописи послужили хорошей школой для Мурильо.
Он возвратился в Севилью в 1645 г. совсем другим художником и вскоре получил заказ на 11 картин для местного монастыря францисканцев.
Мурильо должен был показать историю нищенствующего ордена с дней его основания.
Пытаясь сохранить собственный стиль и в то же время угодить заказчикам, в 1645-46гг он создал очень разные по настроению картины. Трудно представить их вместе, но все эти полотна объединяет присущее Мурильо стремление к реализму. Возможно, в разных работах проявилось влияние работ Веласкеса, Риберы и других испанских художников того времени.
Работа над этой серией совпала с важным событием в личной жизни Мурильо. 26 февраля 1645 г. он женился на донье Беатрис Сотомайор-и-Кабрера. Скорее всего, молодые люди были знакомы с детства. Дядя невесты, ювелир Томас де Вильялобос, жил в том же квартале, где и воспитавшая Мурильо тетка. Приданое Беатрис составила небольшая рента с родительского поместья. Для молодого художника с нестабильным заработком это было очень кстати.
Через год, в марте 1646 г., у Беатрис и Бартоломео родился первый ребенок, дочь Мария. Несмотря на очень скромный достаток, Мурильо был очень счастлив. Это чувствуется, когда смотришь на огромные полотна, написанные им после свадьбы.Б.зЮ
ЧАСТЬ 1 ЧАСТЬ 2 ЧАСТЬ 3