Поленов В.Д.

Московский дворик

1878г, холст, масло, 64.5x80.1 cм
Государственная Третьяковская галерея, Москва

В июне 1877 года В. Д. Поленов, приехав из Петербурга, поселился по адресу: Москва, Дурновский переулок близ Спаса на Песках, дом Баумгартен. Этот дом стал известен тем, что благодаря ему художник написал этюд «Московский дворик». Потом он вырастет в одноименную картину.

Поленов вспоминал: «Я ходил искать квартиру. Увидал записку, зашел посмотреть, и прямо из окна мне представился этот вид. Я тут же сел и написал его».

Пути всеобщего признания той или иной картины подчас неисповедимы для самого мастера. Посылая картину на Передвижную выставку, художник напишет письмо влиятельному И. Н. Крамскому, в нем он как бы извинялся:

«К сожалению, я не имел времени сделать более значительной вещи — мне хотелось вы ступить на Передвижную... с чем-нибудь порядочным; надеюсь в будущем заработать потерянное для искусства время. Картинка моя изображает дворик в Москве в начале лета».

Поленовская картина получила оглушительный успех, а позже стала одним из самых любимых произведений русской живописи для многих поколений зрителей вплоть до наших дней.

Причина ее популярности, думается, заключается в искренности, правдивости, простоте и понятности чувств, которые были вложены художником в этот ностальгический пейзаж.

На картине запечатлен стародавний уклад московского неспешного быта, провинциальность заброшенной, в сравнении с чиновным Петербургом, столицы. Ведь эту городскую дворянскую усадьбу Поленов подглядел в самом центре первопрестольного града, совсем рядом с Арбатом.

Поленовский пейзаж не просто пейзаж, но еще жанровая сценка. И в этом был, очевидно, еще один секрет успеха картины. Cоздаетcя впечатление, что зритель сидит, — как это любят делать обыватели, — поглядывая из своего окна.

Куда-то свояченица направилась, чего-то на лошади привезли. А заодно за детьми и курами приглядеть. Вон соседский мальчик плачет до крика.

Появление картины в галерее Третьякова было предопределено, поскольку Павел Михайлович уже в 1875 году купил первую картину Поленова, большую картину «Право господина».

В это время Поленов был еще пенсионером Академии художеств в Париже. И конечно, с тех пор Третьяков внимательно наблюдал за творчеством молодого художника.

Покупка картины «Московский дворик» произошла после того, как Поленов выставил эту картину на шестой передвижной выставке. Это было его первое участие в выставке товарищества передвижников, хотя он уже давно намеревался вступить в это товарищество, и «все симпатии мои, - писал он, - были на стороне общества с самого его возникновения».

И Крамской – лидер товарищества тоже очень надеялся на то, что участие Поленова послужит обновлению передвижников, связывал с Поленовым свои надежды на молодых художников. И конечно, такая картина как «Московский дворик» наилучшим образом соответствовала этим надеждам.

В Москве выставка передвижников открылась 7 мая 1878 года. И уже 19 мая Поленов сообщил своему учителю, художнику Чистякову о том, что вопрос о покупке картины Третьяковым вполне решен.

РАССКАЗ

Kартины Третьяковской галереи