Рафаэль Санти (1483-1520)

Портрет Биндо Aлтовити в 22 года

1512-13, масло на дереве, 60 x 44 cм,
Национальная галерея искусства, Вашингтон

Портрет Биндо Альтовити - работа позднего этапа творчества художника. Один из лучших портретов эпохи Высокого Возрождения в Италии и искусства портрета вообще.

Полотно создано Рафаэлем около 1512—1513 или 1515 года. До XIX века работа считалась автопортретом Рафаэля. Однако сегодня благодаря исследованиям историков известно, что молодой человек, изображённый на картине, — Биндо Альтовити, богатый флорентийский банкир, который с 17 лет в Риме владел банком, унаследованным после смерти отца. Со временем он стал одним из богатейших и влиятельнейших людей в Италии; банк Альтовити предоставлял деньги римскому папе. Его семья переехала в Рим после изгнания из Флоренции из-за оппозиции к семье Медичи. Биндо родился в Риме в 1491 году. Разумно используя финансовые и политические деловые связи, он нажил одно из самых больших состояний в Италии. В 1530-х гг., когда папой стал Павел III, Б. Альтовити управлял не только папскими деньгами, но и поставкой зерна всему Риму.

Биндо Альтовити был культурным человеком, любил искусство и был щедрым меценатом, другом и спонсором многих известных художников Ренессанса, включая Рафаэля, Микеланджело, Бенвенуто Челлини и Джорджио Вазари. Рафаэль написал его портрет в возрасте 20-22 лет; он также выполнял для Альтовити некоторые заказы, в частности, «Мадонну дель Импанната» («Марию с Младенцем, Cв. Елизаветой, Иоанном Крестителем и неизвестной святой»).

Биндо Альтовити переживёт смерть Рафаэля, позорное разграбление Рима (1527) (Sacco di Roma), рождение маньеризма в Италии. Будет общаться с некоторыми мастерами маньеризма. Среди них художник Джироламо да Карпи, который тоже написал портрет Альтовити. В старости он закажет бронзовый бюст самому Бенвенуто Челлини.

Картина была собственностью потомков Альтовити до 1808 года, после чего была продана Людвигу I, королю Баварии. До 1936 года картина хранилась в Старой пинакотеке в Мюнхене. После окончания Второй мировой войны попала в США, где была куплена бизнесменом и филантропом Самуилом Генри Крессом, который пожертвовал её вашингтонской Национальной галерее искусства.

Сюжет

Изящная, почти женоподобная фигура Биндо Альтовити, наряду с тяжёлым контрастом между светом и тенью не характерны для работ Рафаэля, особенно его портретов, что демонстрирует эксперименты художника с разными стилями и формами в поздний римский период его творчества. Влияние произведений Леонардо да Винчи, которые Рафаэль изучал в течение этого периода своей карьеры, поразительно очевидно в этом конкретном его произведении.

Биндо Альтовити изображён вполоборота к зрителю на зелёном фоне. На нём темная шляпа и синяя накидка. Его золотистые длинные мягкие кудри, заправленные за правое ухо, символизируют благородство и чистоту души. Голова Биндо слегка почти театрально повёрнута вправо, он пристально смотрит на зрителя. На левой руке, расположенной чуть выше сердца, видно кольцо.

Биндо Aлтовити (1491-1556) родился в Риме, где его отец, богатый флорентиец, основал банк. Отец умер в 1507г. В 16лет Биндо унаследовал банк отца. В 1511г, Биндо женился на Фиамметте Содерини и породнился с наиболее политически влиятельным семейством Флоренции. Дядя Фиамметты был правитель Республики Флоренции. Жена и дети Биндо постоянно жили во Флоренции, а он - то в Риме, то с семьёй.

Банк Биндо в Риме зарабатывал, предоставляя деньги римскому папе, который управлял не только Церковью, но также и Римом и Папской областью в Италии. Влияние Биндо Алтовити росло. Используя разумно финансовые и политические деловые связи, он нажил одно из самых больших состояний в Италии. В 1530-ых гг., когда папой стал Павел III, он управлял не только папскими деньгами, но и поставкой зерна всему Риму.

Биндо был другом и спонсором многих известных художников Ренессанса, включая Микеланжело, Селлини, Рафаэля и Вазари. Когда ему было 21-22г, Рафаэль написал его портрет. Селлини выполнил его бронзовый бюст в 58лет, Гиоргио Вазари писал фрески в домах Биндо в Риме, а также алтарь для семейной церкви во Флоренции.

Как банкир, Биндо остался политически нейтральным во времена споров о политическом лидерстве Рима и Флоренции. Однако, в конце жизни он стал противником Козимо Медичи( второго), герцога Флоренции, и финансировал армию, чтобы восстановить республиканское правление там. Это закончилось в 1554г поражением. Биндо был объявлен мятежником, и вся его собственность в Тоскане были конфискована. Он умер в 1556г, не добившись удаления Meдичи от власти.

Рафаэль Санти