Рафаэль Санти (1483-1520)
Мадонна Конестабиле (Connestabile)
1504г, темпера на холсте (перемещенном с дерева), диаметр 17,9cм
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Среди первых картин Рафаэля, отмеченных печатью робкого ученичества, есть одна, в которой яснее выражены его умбрийские впечатления и устремления его собственного художественного идеала. Это — «Мадонна Конестабиле», написанная им уже после отъезда из Умбрино, в Перуджe, но еще мало связанная с последующим подчинением стилю Перуджино.
Грустные воспоминания о рано умершей матери, чарующие картины родных мест слились здесь в единый гармоничный образ, чистую нежную мелодию наивного, но искреннего поэтического чувства. Эта маленькая картина обладает, однако, той цельностью воплощения замысла, которая станет отличительной особенностью всего творчества Рафаэля.
В 1871 г. картину из собрания графа Конестабиле купил Александр II и преподнес в дар супруге, императрице Марии Александровне. При передаче холста было обнаружено, что первоначально вместо книги в руках Мадонны был гранат.
Картина сохранила первоначальную раму, украшенную орнаментом и исполненную, очевидно, по рисунку Рафаэля. До перевода живописи с дерева на холст она составляла с картиной одно целое.