Рафаэль Санти (1483-1520)

Эпикур и Зенон

деталь

1508-11, фреска "Афинская школа"
Станц делла Сеньятура, Ватикан, Рим, Италия

Эпикур

Эпикур (341-270 до Р.Х.) - древнегреческий философ, наиболее выдающийся мыслитель эллинистического периода развития философии. В 35-летнем возрасте он основывает в Афинах школу в саду, на воротах которого была начертана надпись: "Гость, тебе будет здесь хорошо, здесь удовольствие - высшее благо". Эта школа в дальнейшем получила название "Сад Эпикура".

Эпикур написал большое количество произведений, около 300, из которых до нас дошли лишь некоторые. Эпикур считает, что философия - это такая деятельность, которая приводит человека посредством размышлений к счастливой жизни, свободной от страданий. Для Эпикура счастье - это удовольствие.

При этом он указывал, что под удовольствием следует понимать "не удовольствие распутников и не удовольствие, заключающееся в чувственном наслаждении, как думают некоторые, не знающие или не соглашающиеся или неправильно понимающие, но мы разумеем свободу от телесных страданий и душевных тревог." Считая, что удовольствие - это критерий блага, Эпикур вовсе не стоял на позиции, что человек должен предаваться любым удовольствиям без разбора. Нет, при выборе удовольствий человек должен руководствоваться принципом благоразумия, только в этом случае он получит истинное наслаждение.

Зенон

Великий греческий философ Зенон (335-263 гг. до н.э.), основатель стоицизма, родился на Кипре в семье торговца. В ситуации, когда фортуна от него отвернулась (а конкретно - затонуло торговое судно, которым владела семья), Зенон очень остро и личностно воспринял доктрину Диогена, который презрителььно относился к богатству. Он сознательно готовил себя к роли наставника, отдав 20 лет жизни учебе у видных философов своего времени.

Только после этого он основал школу в городе Стоя, в которой прививал ученикам систему собственного мировоззрения, постоянно развиваемого. По месту нахождения школы это его учение и обрело известность, как "стоицизм", а сам Зенон и его последователи были наречены стоиками. Основу учения составляет морально-этическое воспитание личности, а главный постулат - достойное поведение человека, овладевшего методом сознательного подхода к окружающему миру и к себе, как к личности и объекту желаний.

Согласно учению Зенона, истинно свободным может считать себя только тот, кто способен заставить себя спокойно относиться к чему бы то ни было, включая наслаждения, богатство, боль, смерть.

Очень немногое из того, что написал Зенон, дошло до нас. На этом учении было воспитано не одно поколение не только видных мыслителей древней Греции и Рима, но примеры благородного влияния стоиков прослеживаются во все времена, включая наше. Например, вошло в обиход: "Ему легче - он стоик!" Это означает, что человек мужественно, не дрогнув, справляется со всеми трудностями жизни; в любом случае, "истинный стоик" не станет отыскивать в других причины своих несчастий...

Прямой противоположностью мировосприятию Зенона были постулаты его современника - Эпикура, проповедовавшего "эпикуризм" (редко кому из философов последующих веков удалось так увековечить свое имя), провозглашавшего, что только жизнь, прожитая в удовольствиях, удовлетворение собственных желаний может явиться залогом гармонического развития личности. Их спор многократно, на множестве примеров и всегда по-разному судила, но так и не смогла рассудить История. Что же касается самих основоположников этих диаметрально противоположных друг другу учений, то каждый из них, естественно, считал свои воззрения единственно достойными и верными, и соблюдали они каждый тот стиль жизни, который провозглашали с таким рвением, и прожили они почти равное количество лет.

Афинская школа

Рафаэль Санти