Рафаэль Санти (1483-1520)


Рисунки гобеленов для Сикстинской капеллы

Жертва в Листре.

Рисунок гобелена Сикстинской капеллы

1515, темпера, бумага на холсте, 350 x 540 cм
музей Виктории и Альберта, Лондон

1519г, тканный гобелен по рисунку Рафаэля, из шелка и шерсти, с серебряными-позолоченными нитями,
музей Ватикана

Листра - город в Лакоонии, посещенный ап. Павлом три раза.

В Листре ап. Павел и Варнава были признаны язычниками за богов (Юпитера и Меркурия), вследствие чудесного исцеления хромого и хотели даже принести им жертву, так что апостолы едва убедили народ оставить это богохульственное их намерение.

Апостол Павел - в красном плаще, рядом - Варнава. Напротив - жрец Зевса готовится принести жертву.

8. В Листре некоторый муж, не владевший ногами, сидел, будучи хром от чрева матери своей, и никогда не ходил.
9. Он слушал говорившего Павла, который, взглянув на него и увидев, что он имеет веру для получения исцеления,
10. сказал громким голосом: тебе говорю во имя Господа Иисуса Христа: стань на ноги твои прямо. И он тотчас вскочил и стал ходить.
11. Народ же, увидев, что сделал Павел, возвысил свой голос, говоря по-ликаонски: боги в образе человеческом сошли к нам.
12. И называли Варнаву Зевсом, а Павла Ермием, потому что он начальствовал в слове.
13. Жрец же идола Зевса, находившегося перед их городом, приведя к воротам волов и принеся венки, хотел вместе с народом совершить жертвоприношение.
14. Но Апостолы Варнава и Павел, услышав о сем, разодрали свои одежды и, бросившись в народ, громогласно говорили:
15. мужи! что вы это делаете? И мы - подобные вам человеки, и благовествуем вам, чтобы вы обратились от сих ложных к Богу Живому, Который сотворил небо и землю, и море, и все, что в них,
16. Который в прошедших родах попустил всем народам ходить своими путями,
17. хотя и не переставал свидетельствовать о Себе благодеяниями, подавая нам с неба дожди и времена плодоносные и исполняя пищею и веселием сердца наши.
18. И, говоря сие, они едва убедили народ не приносить им жертвы и идти каждому домой. Между тем, как они, оставаясь там, учили, (Деян.14:6 ,8-21)

Впрочем вскоре после сего жители Листры вняли убеждениям неверующих и едва не побили на смерть ап. Павла камнями. Приняв его за умершего, его вынесли за город.

Вскоре после этого апостол снова пришел в Листру и проповедовал здесь. Значительно позднее он еще раз посетил Листру, где уже находилось Христианское общество и встретился здесь или в соседнем г.Дервии с Тимофеем (Деян.16:1 ,3, 1Тим.3:11 ).

Предполагаемое положение Листры определяется местностью: Бин-бир Килиса (тысяча одна церковь), а по другим - селением Латик или Ладик, на восточном склоне высокой горы Карадаг, где существует много замечательных и больших развалин, как считают, уже Христианской эры.

Рафаэль Санти