Рембрандт ван Рейн (1606-1669)


Аллегория музыки

1626. Холст, масло, 63,5 x 48 см
Рейксмузеум, Амстердам

На картине изображён как будто обычный домашний концерт. Мужчина в тюрбане играет на виоле да гамба, юноша — на маленькой треугольной арфе, дама с нотами поёт. Иногда пишут, что дама дирижирует, но такие маленькие ансамбли не нуждаются в дирижёрах.

И всё же это аллегория, а не бытовая сценка. Ключ к пониманию скрыт в многочисленных книгах нот, лежащих у ног Музыки. Если присмотреться, то видно, что это ноты разных эпох. Среди них есть и ноты, современные Рембрандту, и средневековые ноты с буквицами. Вся история музыки собрана здесь.

Женщина на переднем плане держит на коленях тетрадь с нотами и дирижирует игрой с помощью кисти правой руки. Видимо, она и олицетворяет богиню музыки. Ее глаза опущены, лицо сосредоточено. Закинув ногу на ногу, дама демонстрирует зрителю богато украшенное золотой инкрустацией платье из тяжелой парчи. Теплые золотые краски, насыщенные, сочные; тончайшая роспись тканей; нежные солнечные блики – картина написана с теплотой и чувством. Но мимика персонажей этого полотна намного менее подвижна, чем у более поздних моделей Рембрандта.