Рембрандт ван Рейн (1606-1669)


Рембрандт. Матфей и ангел

Матфей и ангел

1661 г, холст, масло,
Музей Лувр II, Ланс, департамент Па-де-Кале на севере Франции

Простой, по-крестьянскому грубоватый человек, стойкий поборник за веру, в прошлом – сборщик податей, здесь – евангелист Матфей, записывает слова своего мастера. Привыкший к физическому труду, Матфей держит в руке перо (кажется, что в первый раз), за ним – ангел, просветляющий его дух, диктующий ему слова. Чувственно-непостижимое, то, что мы называем вдохновением, позыв к действию, прогрессивный натиск, являющийся достоянием всех дел человеческих, преобразующих мир (и не только художественное творчество) – эти качества лишь изредка были воплощены в таком подкупающем образе: чистая юношеская сила творчества, придающая и старости вневоз-растную естественность (непосредственне, чем изображения любимой женщины, позирующей художнику).

В этой картине выявлено чрезвычайное психологическое чувство современности: этот явно вдохновлённый человек смотрит не на ангела или ещё куда-нибудь, он погружён в себя и прислушивается к внутреннему голосу, ангел находится в нём самом, а не вне его. В захватывающе живописных, контрастирующих друг с другом в обоих образах мазках кисти (по предположению Боба Хаака, может быть, «в некоторых частях картины Рембрандту помогали его ученики» – Арт де Гельдер или Титус) происходит очеловечивание сверхчеловеческого – незримой, но всеобъемлющей, действенной, многоликой природы.

Новейшие исследования предполагают специфическую симпатию Рембрандта к изгнанным из Польши в первой половине столетия социнианам, которые, опираясь преимущественно на толкование Нового завета, в споре о христианстве отдавали предпочтение здравому человеческому рассудку и порывали тем самым с догмой католической церкви и центральным положением кальвинизма – о предназначенном спасительном божественном выборе. В 1653 году последовал беспощадный разгром социниан со стороны кальвинистской церкви. Социнианское представление о первоначальной смертной человеческой природе Христа (хотя он был достоин почитания наравне с богом) воплощается в творчестве Рембрандта, когда он впервые отходит от традиционного типа Христа, изображая его как еврея, в соответствии с исторической достоверностью.