Огюст Ренуар

Танец в Буживале

1883г., холст, масло, 181,9 × 98,1 см
Музей изящных искусств, Бостонг

Буживаль — западное предместье Парижа (вниз по течению Сены) — во второй половине XIX века стало излюбленным местом отдыха не только парижан. В год написания картины там умер Иван Тургенев, который пережил в Буживале самые прекрасные годы своей любви. В наше время Буживаль называют «колыбелью импрессионизма», поскольку, кроме Ренуара, здесь работали на пленэре и другие видные импрессионисты (Моне, Сислей).

В 1883 году Ренуар написал три картины, изображающие танцующие пары — «Танец в городе», «Танец в Буживале» (т.е. в предместье) и «Танец в деревне». Эти картины как бы персонифицируют и приближают к зрителю сюжет, использованный в более ранней картине художника «Бал в Мулен де ла Галетт» (1876) — но теперь вместо множества танцующих пар художник в каждой картине концентрируется на одной паре, выписывая её во всех подробностях.

В картине «Танец в Буживале» женщина повёрнута лицом к зрителю, в то время как верхняя часть лица мужчины закрыта полями его соломенной шляпы, так что видна только нижняя часть с бородой и усами. На заднем плане видны деревянные столики кафе и сидящие за ними люди. Фоновое изображение смазано, и это помогает передать ощущение «кружащегося» вокруг танцоров мира.

Женщина, позировавшая для картины — Сюзанна Валадон, в то время натурщица Ренуара, впоследствии ставшая известной художницей. Исследования, проведённые с помощью рентгеновской радиографии и инфракрасной рефлектографии, показали, что изначально для картины позировала другая, более полная женщина — возможно, Алина Шариго, будущая жена Ренуара, которая была моделью для картины «Танец в деревне».

Позирующим мужчиной, вероятно, был Поль Лот — близкий друг Ренуара, искатель приключений, журналист и писатель. Существует и другая версия — то, что Ренуару позировал Ипполит-Альфонс Фурнез, сын владельца ресторана Фурнез в Шату.

Картина прошла через руки знаменитого маршана Дюран-Рюэля и промышленника Франсуа Депо прежде, чем быть приобретённой за $150 000 Бостонским музеем изящных искусств в 1937 году. Две другие картины из «танцевальной» серии остались во Франции; они выставлены в парижском музее Орсе.

По просьбе Сюзанны Валадон, Ренуар также создал уменьшенную версию этой картины (размером 88 × 47.4 см), в которой он ещё больше подчеркнул сходство лица танцующей женщины с Сюзанной. Эта картина в настоящее время находится в частном собрании в США.