Александр Рослин (1718-1793)
РОССИКА - ВРЕМЯ ИМП. ЕКАТЕРИНЫ II
Когда в 1776 г. Александр Рослин по приглашению Екатерины Великой приехал в Петербург, он был уже одним из ведущих европейских портретистов, официальным живописцем нескольких европейских дворов, включая шведский и французский.
Александр Рослин, живописец и портретист, родился в семье врача, в шведском городе Мальме. Начал с военно-морской архитектуры, но увлёкся живописью. С 1736 по 1739 год Рослин учился у известного портретиста Г. Шредера в Стокгольме. После учебы работал в Швеции, а с 1745 - в Бранденбурге. В 1747-1751 годах знаменитый художник жил в Италии.
В 1752 году Александр Рослин поселился в Париже. Он стал известен в высшем обществе и его портреты скоро привлекли внимание знатоков своей блестящей виртуозностью, которая выделилась даже в беспощадной Парижской конкуренции. Ему особенно удавалось передать фактуру бархата, блеск драгоценностей, что порой восполняло недостаток портретного сходства. Постепенно, он стал одним из наиболее уважаемых портретистов аристократии.
В 1774г наследный принц, будущее Густав III, пригласил Рослина в Швецию для создания портретов членов королевского семейства. В январе 1776 года, Рослин получает приглашение в Россию, чтобы написать парадный портрет императрицы Екатерины II.
Густав Адольф Рейтерхольм, придворный шведского короля Густава III, в своих записках о путешествии в Петербург в 1776-1777 году описал мастерскую Рослина:
"Во время посещения его я имел случай видеть большую часть украшений императрицы, которые oн писал, стоимостью не менее 4 миллионов рублей, а также одно из платьев, надетое на манекен, со всеми украшениями и символами власти, помещенными поверх императорской мантии и размещенными рядом".
Однако портрет не понравился Екатерине: в своем письме барону Гримму она заметила, что Рослин изобразил ее "шведской кухаркой, грубой и простой".
В Санкт-Петербурге, где он провел два года, Рослин написал более сотни портретов. Художник работал достаточно правдиво, но без скучного протоколизма, присущего работам немецких художников. Его портреты царствующих особ служили для многократного копирования, в том числе и русскими портретистами, например, Рокотовым.
После России, уехал обратно в Париж, где и умер в 1793 году.