Георг Христофор Гроот (1716-1749)

Портрет Елизаветы Петровны в черном маскарадном домино с маской в руках

1748, Холст, масло, 64,5 x 47 см
Государственная Третьяковская галерея,Москва

Маскарад был важной частью дворцовых развлечений, в которых ярко проявилась любовь государыни к игре, переодеваниям, непостоянству. "Правители обще с императрицей превращают ночь в день, а день – в ночь, – доносил саксонский посланник Петцольд в 1743 году, – время убивают в прогулках, комедиях, маскарадах, катаниях и тому подобных развлечениях. Не желая, чтобы кто-нибудь мешал проводить время так, как ей вздумается, государыня терпеть не может государственных дел, удаляется от них".

Немецкий художник Г.Х.Гроот, работавший в России в 1740-е годы, сумел тонко уловить вкус Елизаветы Петровны и придать ее образу столь ценимые в искусстве рококо пикантность и утонченность. Портретист подчеркивает изящный поворот маленькой головки, грациозный жест пухлой ручки, кокетливо демонстрирующей маску. Плавные переходы от одной пластической формы к другой рождают нюансы, полутона и ощущение особого воздушного слоя, окружающего объемы и смягчающего контрасты.

Этот портрет – типичное произведение мастера рококо, где художник, концентрирует внимание на игровом моменте, преображая, видоизменяя свою героиню посредством переодевания, маскарада. Образ великой государыни, повелительницы отступает перед пленительным, изящным, загадочным обликом прекрасной незнакомки в черном. В произведении сосуществуют мечта и реальность, живое чувство и светские условности.

Россика