Бенжамен Патерсен (1750 -1815)

Памятник Петру I

1799г, гравюра очерком, акварель 41,5 х 58 см,
Государственный музей А.С.Пушкина, Санкт-Петербург

В 1782 году при огромном стечении народа, под оружейные залпы произошло торжественное открытие памятника Петру I по проекту Э. М. Фальконе.

Конная статуя становится символом Петербурга. Ее изображением открывается серия гравюр шведского пейзажиста Б. Патерсена, приехавшего в Петербург в 1780-х годах и посвятившего свое творчество этому городу.

Гравюры Патерсена 1799 года объединены общей темой: они как бы продолжают одна другую, составляя в целом панораму невских берегов — самого парадного фасада города: лишь недавно была закончена облицовка камнем Петропавловской крепости, а на противоположном берегу дворцы и сады обрамлены «оградой стройной» — гранитными парапетами, сооруженными по проекту Ю.М.Фельтена.

Первый, заглавный лист серии не представляет собой архитектурного пейзажа, а является аллегорическим изображением памятника Петру!

На берегу пустынных волн
Стоял он, дум великих полн,
И вдаль глядел. Пред ним широко
Река неслася; бедный чёлн
По ней стремился одиноко.
По мшистым, топким берегам
Чернели избы здесь и там,
Приют убогого чухонца;
И лес, неведомый лучам
В тумане спрятанного солнца,
Кругом шумел.
И думал он:
Отсель грозить мы будем шведу,
Здесь будет город заложен
На зло надменному соседу.
Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно,
Ногою твердой стать при море.

(А.С.Пушкин «Медный всадник», 1833г.)

Россика