Рубенс Петер Пауль (1577-1640)
Портрет мужчины
1597, масло на меди
Музей Метрополитен, Нью-Йорк, США
Портрет, который иногда называют портретом архитектора или портретом географа, в зависимости от того, как объясняют употребление измерительных инструментов, которые находятся в руках модели, создан Рубенсом до отъезда в Италию (в 1600).
Этот портрет интересен не только как показатель степени профессионального мастерства молодого Рубенса, но и позволяет нам представить близость художника к старой нидерландской манере живописи, прославленной начиная с работ Яна ван Эйка. Особенно много сил и внимания он потратил, передавая сходство и выражение лица. Рубенс тщательно, даже скрупулезно, отделывает мельчайшие детали, прописывает все изысканные изгибы кружевного воротника.
В его руке нет еще виртуозной легкости и свободного владения кистью и красками, но уже чувствуется стремление к конкретности и живости при передаче человеческого облика.
Сохранилось немного работ, созданных Рубенсом до отъезда в Италию, но они, в сравнении с тем, что он создал после своего возвращения в Антверпен в 1608 году, позволяют почувствовать необычайно благотворное и плодотворное художественное влияние, которое Рубенс испытал в Италии, где его способности получили гармоничное и естественное развитие.