И.И.Шишкин (1832-1898)
«Полдень. В окрестностях Москвы»
За три года до написания картины И. И. Шишкин вместе со своим близким другом пейзажистом Л. Л. Каменевым провел все лето в старинной усадьбе Братцево, построенной, быть может, по проекту знаменитого А. Н. Воронихина. Расположенная на северо-западе от Москвы, усадьба удобно прижалась к речке Братовке, притоку Сходни, соседствуя с общеизвестным большим селом Тушиным.
В тот сезон Шишкин работал запоем, «с жаром», как он сам говорил. Каждый день художник писал по нескольку этюдов. Самым проработанным и тщательно отделанным был эскиз «Полдень. Окрестности Москвы. Братцево». На его основе и будет написана публикуемая картина.
Как и всегда у Шишкина, на картине изображено конкретное место. Полотно наполнено светом, воздухом, необъятным простором — тем, что так любил знаменитый пейзажист и что он так живописно умел воплощать. Художнику удалось выразить в своей картине общепринятое представление о русском пейзаже: поле, пологое всхолмье, тихая речка, кривая, разбитая проселочная дорога, бедные избы, сельская церквушка с колокольней. Бесхитростные окрестности сельца Братцево стали благодатным местом для воплощения законченного образа русской природы и русской земли.
Однако необходимо отметить, что пейзаж не характерен для творчества Шишкина. Большая часть его работ посвящена лесу. Небо не составляло предмет пристального внимания художника: в его пейзажах оно по большей части нейтрально. Здесь же оно огромно, необозримо и занимает бо?льшую часть композиции. И написал его Шишкин прекрасно, наполнив серебристо-пепельными облаками, сквозь которые пробивается радостный солнечный свет. Именно небо, чистое и великое, стало в «Полдне» главным объектом изображения.
Шишкин, прирожденный пейзажист, почти никогда не писал ни людей, ни животных. У него природа самодостаточна и не нуждается в присутствии человека. А на этом полотне меж спелой ржи по размытой дождем дороге идут крестьяне с граблями. Над одной из избушек подымается дымок. Живые и явные приметы обжитой человеком природы. Во всей картине видится умиротворенность, устойчивость сельского бытия с извечно повторяющимся кругом времен года и крестьянских работ. По своим изобразительным особенностям картина «Полдень» занимает особое место в творчестве художника, являясь одним из лучших его произведений.
Картина стала первой, которую приобрел для своей галереи Павел Третьяков. Она оказалась поворотной в судьбе художника, которому было тогда тридцать девять лет: к нему пришел успех и общественное признание. Сам Третьяков впоследствии на каждой Передвижной выставке непременно покупал хотя бы один шишкинский пейзаж.
Сейчас Братцево не узнать: церквушку времен царя Алексея Михайловича Тишайшего давным-давно снесли, сельцо тоже. Сюда провели метро — станция «Планерная». Новые русские построили здесь престижные коттеджи, что может стать живописным сюжетом для нового русского пейзажа.