Тициан Вечеллио (1490-1576)
Даная
Около 1553-54г, xолст, масло, 129 x 180 см
Музей Прадо, Мадрид, Испания
Сюжеты из античных мифов занимают значительное место в творчестве Тициана. Между 1553-54гг, Тициан выполнил для Габсбургов две картины на мифологические сюжеты, явно эротического содержания. Это - "Даная" и "Венера и Адонис".
К истории Данаи, дочери аргосского царя Акрисия, художник обращался неоднократно. Этот сюжет был популярен у художников Ренессанса как повод изобразить обнаженную женскую натуру.
(по поэме Овидия "Метаморфозы")
У царя Аргоса Акрисия, внука Линкея, была дочь Даная, славившаяся своей неземной красотой. Акрисию было предсказано оракулом, что он погибнет от руки сына Данаи. Чтобы избежать такой судьбы, Акрисий построил глубоко под землей из бронзы и камня обширные покои и там заключил свою дочь Данаю, чтобы никто не видал ее.
Но великий громовержец Зевс полюбил ее, проник в подземные покои Даная в виде золотого дождя, и стала дочь Акрисия женой Зевса. От этого брака родился у Данаи прелестный мальчик. Мать назвала его Персеем. Впоследствии, Персей случайно убил своего деда диском, который метнул.
В картине Тициана лицо Зевса появляется в просвете облаков, с небес сыплются золотые монеты, изумленная служанка торопится поймать их в подставленный фартук. Но Даная спокойна. Она прекрасна как олимпийская богиня, и как богиня без удивления, без суеты, без подобострастия принимает как должное знак небесной любви. Ее лицо запрокинуто и наполовину погружено в прозрачную полутень.
Об охватившем ее сладком томлении "говорит" не лицо, а тело.
Музей Прадо - итальянская живопись