Тициан Вечеллио (1490-1576)

Даная

Около 1554 г, xолст, масло, 120 x 187 см
Государственный Эрмитаж, Санкт- Петербург

Сюжеты из античных мифов занимают значительное место в творчестве Тициана. К истории Данаи, дочери аргосского царя Акрисия, художник обращался неоднократно. Оракул предсказал Акрисию смерть от руки внука и царь обрек на безбрачие свою единственную дочь. Он приказал запереть ее в башню (по другой версии - в подземелье), но верховный бог Зевс, плененный ее красотой, проник к ней в образе золотого дождя.

В картине Тициана лицо Зевса появляется в просвете облаков, с небес сыплются золотые монеты, изумленная служанка торопится поймать их в подставленный фартук. Но Даная спокойна. Она прекрасна как олимпийская богиня, и как богиня без удивления, без суеты, без подобострастия принимает как должное знак небесной любви. Ее лицо запрокинуто и наполовину погружено в прозрачную полутень.

Об охватившем ее сладком томлении "говорит" не лицо, а тело. Прозрачными, "вплавленными" друг в друга мазками Тициан передает его нежную упругость, тепло золотистой кожи, розовеющие колени и ступни. Тускло-красные, ржавые, сиреневатые, песочные тона в изображении пейзажа и занавеса, многообразные оттенки зеленовато-коричневого в одежде служанки рождают ту неповторимую колористическую гармонию, которую поэт и художник М. Волошин называл "осенней и медной".