В.А.Тропинин

Портрет Л.К.Маковской

1830-е г., холст, масло, 54 х 46 cм
Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева

Маковская Любовь Корниловна (Корнильевна) (1800-1886) - урожденная Молленгауэр, жена Егора Ивановича Маковского, друга Тропинин, одного из создателей рисовального класса, преобразованного позднее в Московское училище живописи и ваяния. Мать художников Константина, Николая, Владимира и Александры Маковских.

Когда в 1823 году Тропинин освободился от крепостной зависимости и получил звание академика, он отказался переселиться в Петербург. Чиновничью лямку он считал не лучше неволи крепостной. Москва же всегда оставалась для него городом родным и горячо любимым. Простой, хлебосольный, многодетный дом Маковских был хорошо известен культурной Москве.

Егор Иванович, глава семьи, зарабатывал на жизнь чиновничьей службой. Но в истории он остался как один из основателей Художественного класса, который позднее превратился в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Настоящей его страстью было искусство.

Да и вся семья Маковских не была обижена талантами. Три сына и дочь Егора Ивановича стали художниками. Константин и Владимир достигли настоящей славы.

Их мать, Любовь Корниловна, была одной из первых красавиц Москвы. Она обладала прекрасным сопрано, выступала в концертах, давала уроки. Когда открылась консерватория, Николай Рубинштейн пригласил ее в качестве учительницы пения.

Именно такой — изящной, эффектной — увидел ее Карл Брюллов: сохранился рисунок к неоконченному портрету.

Работа Тропинина исполнена тоже в середине 1830-х годов. Но Тропинин показал Любовь Корниловну совсем иначе. Эот тип портретного изображения, который постепенно сформировался у Тропинина, получил впоследствии название «портрет в халате и туфлях». Писался этот портрет, скорее всего, по просьбе Егора Ивановича, желавшего видеть жену такой, какой она была дома. Гладко причесанные волосы, домашняя одежда, открытость лица — как ярко выразился в этом портрете собственный женский идеал художника.

Теперь художник выступает во всей зрелости таланта, во всем обаянии живописного мастерства. Портрет хочется рассматривать долго, наблюдая тонкие переходы цвета, замечая, с каким артистизмом написаны складки пеньюара, легкая ткань кружевного шарфика, узоры кружевного воротничка. И все время ощущаешь особую теплоту образа, созданного почти сто семьдесят лет назад.