В.А.Тропинин

Портрет К.П.Брюллова

1836 г., холст, масло
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

B декабре 1835 года в Москву, после тринадцатилетнего пребывания за рубежом, Брюллов по требованию царя наконец возвращается в Россию. Он спешит в Москву, куда приезжает 25 декабря 1835 года. Москва произвела на Брюллова огромное впечатление. Он целыми днями бродил по городу, восторгался красотой древнего Кремля.

Обеды его честь устраивали Московский художественный класс, любитель искусства и коллекционер Егор Иванович Маковский, скульптор Витали.

Маковский привел Брюллова в мастерскую Тропинина. Рамазанов вспоминает:

"Карл Брюллов, пораженный в старце необыкновенной ясностью ума, свежей памятью всего былого, теплотою чувств, живительным взглядом на искусство и удивительным о нем разговором, полюбил Тропинина всей душой и редкий день не навещал его. Не один раз случалось, что, приглашенный на роскошный обед аристократа, Брюллов изменял данному слову и приходил разделить за столом Василия Андреевича простые щи и кашу".

Брюллов высоко оценил искусство и человеческое обаяние первого московского портретиста. И Тропинин был в восторге от своего знаменитого собрата по ремеслу. Общение с Карлом Павловичем не прошло для него бесследно.

Самым, значительным событием в жизни Брюллова в Москве было его знакомствос А.С.Пушкиным. Оно состоялось в конце апреля — начале мая 1836 года. По свидетельству одних, встреча с поэтом произошла на квартире у А.А.Перовского, по указанию других — у скульптора И.Т.Витали.

Личное знакомство укрепило высокое мнение поэта о Брюллове, знавшего его, главным образом, как автора «Последнего дня Помпеи». Увидав картину, восхищенный Пушкин написал стихотворение:

Везувий зев открыл — дым хлынул клубом — пламя
Широко развилось, как боевое знамя.
Земля волнуется — с шатнувшихся колонн
Кумиры падают! Народ, гонимый страхом.
Толпами, стар и млад, под воспаленным
Под каменным дождем бежит из града вон.

Пушкин пишет жене:
«...Мне очень хочется привезти Брюллова в Петербург. А он настоящий художник, добрый малый, и готов на все.».

А через две недели он сообщает Наталье Николаевне в другом письме от 18 мая:
«Брюллов сейчас от меня. Едет в Петербург скрепя сердце, боится климата и неволи. Я стараюсь его утешить и ободрить; а между тем у меня у самого душа в пятки уходит, как вспомню, что я журналист».

Разносторонне образованный, глубоко начитанный и умный, Брюллов привлекал Пушкина не только как выдающийся художник, но и как интересный собеседник. Общение с Пушкиным оказало большое влияние на развитие новых творческих замыслов Брюллова. Дружеские отношения великого поэта с художником продолжались вплоть до его смерти. ( Подробнее о К.Брюллове)