А.Г. Венецианов (1780—1847)

Гумно

1821-22, xолст, масло, 66,5х80,5 см
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

ЗАЛ N17

Творческие искания Венецианова и его желание воплотить в живописи крестьянскую трудовую жизнь и проверить на практике свои художественные принципы заставили художника в 1819 году оставить государственную службу, уехать из Петербурга и поселиться в принадлежавшей ему деревне Сафонково, в Тверская губерния. Здесь в 20-х — начале 30-х годов он создал лучшие свои произведения.

Начало было положено картиной «Гумно». Это был результат пристального изучения натуры. В картине изображено гумно — сарай для сжатого хлеба, где его складывали в скирды и молотили. На картине показаны работающие и отдыхающие крестьяне, лошади, повозки, нехитрые сельские орудия.

Характер венециановской композиции выходит за пределы простого воспроизведения натуры. Художник с явным сочувствием пишет крестьянские образы. На их черты наложен след усталости от тяжелого сельского труда. В этом чувствуется уважение и искренняя симпатия живописца к людям. Особенно убедительна изображенная на первом плане переобувающаяся крестьянка с усталым лицом и натруженными рабочими руками.

Художник тщательно соблюдает законы линейной перспективы, следит за естественным распределением света и тени. В этой картине он еще только осваивает новую тему, вырабатывая новые для себя изобразительные приемы, позволяющие более доходчиво отразить натуру, нежели это было возможно с помощью профессиональных навыков, приобретенных живописцем за время его недолгого ученичества.

Венецианов учился видеть предметы «обнимающим зрением», то есть не упираться в поверхность и границу формы предмета, а схватывать его «в движении целого». Зримым выражением, субстанцией этого движения является свет, льющийся обычно из многих источников. Поверхности предметов как бы омыты потоком света, тени усложнены и высветлены рефлексами этих поверхностей, рельеф трактуется как следствие «верного понимания теней».

Картина «Гумно» стала прологом к живописанию бытия русской деревни, поискам типов русских крестьян. Этому будет посвящено все последующее творчество Венецианова и многих других отечественных мастеров.

Венецианов обратился к бытовой теме одновременно с Тропининым. Однако, в отличие от Тропинина, сосредоточившего внимание главным образом на отдельных жанровых городских типах, Венецианов разработал форму многофигурной жанровой картины на сельскую тему, в которой часто большую роль играет пейзаж или интерьер.