Питер Пауль Рубенс
Ангиарийское сражение
копия работы Леонардо да Винчи
~1603, черный мел, ручка и чернила, акварель, 452x637 мм,
Лувр,Париж
"Ангиарийское сражение" не было закончено Леонардо да Винчи. Однако, предварительных эскизов и рисунков было много и после смерти художника появились копии.
Лучшая копия "Ангиарийского сражения" была сделана в середине 16-ого столетия Питером Паулем, Рубенсом, который мастерски применил рисунки Леонардо да Винчи.
Фреска стены (для дворца Vecchio), которую Леонардо оставил незаконченной весной 1506, и которая была разрушена в середине 16-ого столетия, изображала Ангиарийское сражение 1440, когда Флоренция, вместе с папскими союзниками, победила противников из Милана около города Ангиари.
Динамизм и драма сцены создаётся сиянием(как в эскизах, так и в копии).
Показаны четыре наездника, неистово борющиеся за флаг: слева - Франческо Пиччинино и его отец Никколо, лидер Миланских отрядов.
Они противопоставлены Пиергиампаоло Орсини и Людовиком Скарампо - из отрядов Флоренции и папских союзников,которые должны были одержать победу в конфликте. Ожидалось что именно флорентийцев должны были выделить зрители Флоренции того времени, но наездники слева, так захватывают внимание,так зло и враждебно выглядят,что сразу приковывают внимание.
Два наездника слева, прежде всего Франческо Пиччинино, выделяются безудержным гневом и искажёнными лицами. У Франческо зверская гримаса дополняется странным изгибом верхней части тела и левой руки, кажется, он сливается с лошадью. Человек и животное стали едины, воюющая сторона становится животным: деформированным существом, чьё необузданное безумие отражено в его искаженном теле.
Противники, из отрядов Флоренции и папских союзников, менее драматичны, по общему признанию - более миролюбы в движениях, их профили менее искажны.
Они представляют другое, более сбалансированное представление боя, которое современники Леонардо нашли гораздо менее интересным, предпочитая отрицательные воплощения воинственности в их противниках.
Эффект ярости, выраженной в лицах, усилен важными деталями в фигуре Франческо Пиччинино, чей облик имеет признаки Марса, бога войны (кольчуга на его груди, украшения на шлеме-символы Марса).
Лидеры отрядов Флоренции, приближающихся справа, выражают понятие, распространенное во Флоренции в то время,- осуществления тщательно продуманной тактики на поле сражения.