Леонардо да Винчи (1445-1510)

Святой Иероним

~1480-1482, деревo, масло, 103x75 cм,
Рим (Pinacoteca Vaticana)

Эта работа, вероятно, предназначавшаяся для фрески алтаря (Badia), во Флоренции, осталась незаконченной.

Пустыня... Бесплодный пейзаж с небольшой скалой. Со страданием на лице, Св. Иероним становится на колени в центре изображённого места. Его левая рука касается края одежды, его правая рука держит камень и готова к удару. На его изнуренной, костистой груди - темное пятно в области сердца, вероятно, впитанная кровь, рана, которую святой нанёс себе во время эпитимии.

Перед ним его друг - лев, с широко открытой пастью, кажется, наблюдает и слушает. Взгляд - вправо, там подразумевается Распятие. Таким образом создана связь между собственным страданием кающегося, Распятием на кресте и страданием Спасителя.

В изображении Св. Иеронима, Леонардо выразил идеи, которые он должен был воплотить в большей картине.

Страдающее выражение лица святого отражает понятия о физиономии и физиологии, которые художник записал в примечаниях. Мускулатура и сухожилия плеча могут быть приняты, как ранний интерес Леонардо к анатомии человека.

Галерея