М.А. Врубель (1856-1910)

Девочка на фоне персидского ковра

1886г, холст, масло 104 х 68 cм
Киевский государственный музей русского искусства

На картине изображена дочь владельца ссудной кассы в Киеве.

«Девочка на фоне персидского ковра» прямо-таки «рахат-лукум и розовая вода», как выражался Т. Манн, имея в виду цветистость и душистость восточной поэзии.

Но этот признак салонной эстетики определяет постановку, мотив: под красиво ниспадающими в виде балдахина складкам и узорного ковра красивая девочка в красивом восточном наряде, обвитая платками с кистями и расписным узором, пальцы унизаны перстнями...

Но — слишком много красоты, угнетающе много. Девочка похожа на одну из тех жен, которых отправляли вослед умершему владыке, перед тем обряжая со всевозможной роскошью, так что сама эта роскошь становится знаком готовности к жертвоприношению.

Бессильно упавшие руки многозначительно, крест-накрест положены ладонями на розу и кинжал — традиционные эмблемы любви и смерти. Это не взгрустнувшая «младая дева», а сама Печаль — персонификация того духа, которым сотворена и которым проникнута сама живописная материя картины.

Литературная галерея