Виктор Михайлович Васнецов (1848 - 1926)

Биография

Часть 1

Виктор Михайлович Васнецов родился в далеком вятском селе Лопьял. Его отец, Михаил Васильевич, священник, вскоре после рождения сына переселился в село Рябово. Мать, Аполлинария Ивановна, происходила из старинного рода Вятичей. На очень скромный доход отцу Васнецова приходилось кормить и учить шестерых детей.

Мать умерла рано. Первое, что будущий художник запомнил на всю жизнь, был таинственный, размытый по комнате синеватый полумрак зимних сумерек и рассказы неведомых странников.

«Думаю, не ошибусь, когда скажу, что сказки стряпухи и повествования бродячих людей заставили меня на всю жизнь полюбить настоящее и прошлое моего народа. Во многом они определили мой путь, дали направление моей будущей деятельности», - писал Васнецов.

Михаил Васильевич, сам широко образованный человек, старался дать детям разностороннее образование, развить в них пытливость и наблюдательность. в семье читали научные журналы, рисовали, писали акварелью. Бабушка Ольга Александровна в молодости увлекалась живописью. У будущего художника дух захватывало от счастья, когда бабушка открывала крышку старого сундучка, где находились краски.

Мальчик рано начал рисовать, но по традиции сыновья дoлжны были идти по стопам отца, и Виктора в 1858 г. отдали в духовное училище, а вскоре перевели в Вятскую духовную семинарию.

В Вятке юноша начал серьезно заниматься художеством. В 1866-1867 годах он выполнил семьдесят пять рисунков на темы русских народных пословиц и поговорок для "Собрания русских пословиц" этнографа Николая Трапицина. В них он npocто и точно отобразил черты деревенского быта Вятского крaя.

Решение стать художником у Васнецова укрепилось после встречи со ссыльным польским художником Э.Андриоли, от него же он узнал о Санкт-Петербургской академии художеств. И Виктор решил испытать судьбу, он решил уйти с предпоследнего курса семинарии.

Ректор семинарии благословил его на стезю живописца, сказав, что много есть священников, а Рублев все-таки один. Отец тоже дал согласие, правда, предупредив, что материально помогать не сможет.

Когда Васнецов обратился за советом к Андриоли, тот думал недолго. Он познакомил Виктора с епископом Адамом Красинским, который привлек губернатора Кампанейщикова, и оба они оказали помощь в проведении лотереи - продажи жанровых картинок Васнецова «Жница» и «Молочница». Шестьдесят рублей и небольшая сумма, дaнная отцом, составили весь «солидный» капитал будущего художника.

В начале августа 1867 года Васнецов отправился в Петербург.

Экзамены в академию он выдержал, но, будучи застенчивым и скромным, даже не решился проверить себя в списках зачисленных. Начались мытарства: почти без денег, в поисках угла и хоть какой-нибудь работы. Случайно повстречав брата своего вятского учителя Красовского, Васнецов обрел надежду: тот помог ему устроиться рисовальщиком в картографическое заведение. Впоследствии Виктор получил работу по иллюстрированию книг и журналов.

Одновременно он стал посещать рисовальную школу Общества поощрения художников, где познакомился с художником И. Н. Крамским. Это знакомство сыграло немалую роль в жизни Васнецова.

Когда в августе 1868 г. Виктор опять решился попытать счастья в стенах академии, то, к своему удивлению, узнал, что был зачислен еще в прошлом году.

Здесь он он быстро подружился с Репиным, Максимовым, Антокольским. Вместе с ними в небольшой квартире на Васильевском острове Васнецов слушал молодого ученого, историка и поэта Мстислава Прахова, который ярко излагал свое учение о Древней Руси.

Благотворное влияние на Васнецова в академический период оказал также художник и педагог Павел Чистяков. Их первая встреча произошла в 1870 году.

«Всеобщий пeдaгoг», как называл его Владимир Стасов, (у Чистякова учились Пoлeнов и Серов, Суриков и Врубель) сумел понять особенности таланта своего ученика и не стал принуждать его к «классичности», помогая ему развиваться сообразно своему дарованию.

Первый год учебы в академии принес художнику заслуженную награду - серебряную медаль второго достоинства. В следующем, 1869 г., за работу «Христос и Пилат перед народом», Васнецов получил еще одну серебряную медаль.

В 1870 году умер его отец. Необходимость зарабатывать на жизнь стала еще более насущной, так как Васнецов взял в Петербург шестнадцатилетнего брата Аполлинария, впоследствии известного художника. И с 1871 г., сначала по причине болезни, а потом из-за недостатка времени, регулярность посещения аккадемии нарушилась.

В эти годы он выполнил около двухсот иллюстраций к Народной азбуке, Солдатской азбуке Столпянского, к Русской азбуке для детей Водовозова. Им были иллюстрированы сказки Конек-Горбунок, Жар-птица и другие. Наряду с иллюстрациями Васнецов работал и над самостоятельными темами. Многочисленные рисунки этих лет, изображают горожан, крестьян, отдельные бытовые сценки. Современники хвалили Васнецова как «типиста».

Постепенно Васнецов охладевал к учению в академических стенах, чувствуя в себе силы для самостоятельной работы. В 1875 г., вынужденный зарабатывать себе на жизнь, да и поддавшись желанию совершенствоваться в живописи самостоятельно, Васнецов покидает академию.

Позднее он так объяснял причину своего ухода: «Хотелось писать картины на темы из русских былин и сказок, а они, профессора, этого желания не понимали. Вот мы и расстались»..

К этому времени им уже созданы жанровые картины «Нищие певцы» и «Чаепитие в трактире». Последняя была столь значительна, что ее приняли на выставку передвижников.

В 1876 г. Васнецов включает в экспозицию картины «Книжная лавочка» и «С квартиры на квартиру». Более удачна последняя.

Весной 1876 г. Васнецов поехал в Париж, куда его давно звали Репин, Крамской и Поленов. Он пристально изучал жизнь французского народа.
Результатом этих наблюдений явилась картина «Балаганы в окрестностях Парижа» (1877 г.)