Виктор Михайлович Васнецов (1848 - 1926)

"Каменный век" - детали фриза

Государственный Исторический музей, Москва

Осенью 1882 года Васнецов получил от известного археолога, одного из руководителей Исторического музея в Москве, Алексея Сергеевича Уварова предложение написать монументально-декоративные композиции на тему "Каменный век" для одного из залов музея. Программа, которую предложил художнику Уваров, определяла лишь отдельные сцены из жизни и быта первобытных людей: «выделка шкур», «вылепка горшков»,«добывание огня», «охота на медведей» и так далее.

Васнецов должен был объединить эти сцены на больших полотнах в панно-фризе для круглого зала музея. Перед художником впервые встала задача композиционно-пространственного решения ряда сцен огромного размера на плоской стене. Решить ее без специальной подготовки ему позволил врожденный талант декоратора.

Непосредственная paбoта над Каменным веком началась летом 1884 года в Абрамцеве, в мастерской, специально оборудованной для Васнецова Мамонтовым. До этого художник много читал, беседовал с историками, археологами, осматривал предметы быта первобытных людей, но «главным деятелем» в работе над композициями стало его воображение.

Творческой фантазией художника были воссоздаа ны сцены жизни древнейших людей, их характерные особенности, душевные состояния. Все современники высоко оценили эту работу, но, особо обрадовала Васнецова похвала Чистякова: «Васнецов дошел в этой картине до ясновидения...»

Здесь его живописная манера больше всего приближается к языку фрески. Васнецов использовал матовые краски и, хотя писал маслом, сумел достичь полной иллюзии живописи водяными красками пo серой штукатурке, передав неяркие цвета земли, глины, обнаженного тела, воды, звериных шкур.

«Все их позы, все их движения, - писал впоследствии Стасов, - какие-то древние, дремучие, их не увидишь, им не научишься ни в каких классах, их дала одна творческая фантазия потрясенного художника».

Разнообразие сцен, заложенных в задании, создавало для автора определенные трудности, диктуя разбивку всего пространства стены на отдельные эпизоды. Для достижения единства композиции необходим был новый язык, отличный от языка тех станковых произведений, какие созданы художником ранее.

Выработать его Васнецову помогли работы в области архитектуры, прикладного искусства, театральной декорации, приобретенный им в Абрамцеве опыт «орнаментщика».

В итоге панно, органично вписавшись в плоскость стены воспринималось зрителем единым художественныи произведением.

В. Васнецов