Князь Михаил Васильевич Скопин-Шуйский
автор неизвестен
Парсуна. Начало 17 века. Государственная Третьяковская галерея, Москва
ПАРСУНА (искаженное лат. persona — личность, особа) первоначально синоним современного понятия "портрет" вне зависимости от стиля, техники изображения, места и времени написания.
Понятие «парсуна», как произведение переходного периода от иконописи к светской портретной живописи, предложено И. М. Снегиревым в 1854 г. Парсуна появляется в переходный период русской истории, во время преобразования средневекового мировоззрения и складывания новых художественных идеалов.
Первые русские парсуны создаются, скорее всего, мастерами Оружейной палаты Московского Кремля в XVII в. Наиболее известным автором парсун считается Симон Ушаков. По стилю, приемам и материалам живописи парсуны первоначально ничем не отличаются от икон, выполняются на иконных досках с ковчегом. Иногда пишется такой составляющий элемент иконы, как нимб вокруг головы персонажа.
Во второй половине XVII в. парсуна часто пишется на холсте в технике масляной живописи, хотя манера исполнения продолжает содержать иконописные традиции. Временем окончательного превращения парсунной живописи в западноевропейский живописный портрет считаются 1760-е гг., однако, в провинции техника парсуны существовала и в более поздний период.
В парсуне портретное сходство передается весьма условно, часто используются атрибуты и подпись, позволяющие идентифицировать изображенного. Персонажами являются, прежде всего, цари, князья, военачальники, церковные иерархи.