Пророк Исайя
Микеланджело (1475-1564)
Фрескa, 1509г, 365 x 380см, Сикстинская капелла, Ватикан
Пророк Исайя (ок.765 - 685гг до Р.Х.) принадлежал к аристократической семье, близкой ко двору. Он родился в Иерусалиме и провел в этом городе всю жизнь. Господь призвал его на служение еще в молодые годы.
Приблизительно в 740 году Исайе было видение в Храме: Бог повелел ему идти на проповедь и возвещать гнев, грядущий на "непокорных сынов" ветхозаветной Церкви. Жена Исайи тоже получила пророческий дар (8,3); своим сыновьям он дал символические имена, соответствующие важнейшим мотивам его проповеди.
Южное царство в ту эпоху было меньше и слабее, чем Ефремово. Оно стояло перед выбором: либо смириться с неизбежным господством великой державы Ассирии, либо вступить в союз против нее. Коалиция возглавлялась царями Сирии и Ефрема. Молодой царь иерусалимский Ахаз избрал поначалу разумный путь и пытался остаться в стороне от военно-политических заговоров. Но главы коалиции решили покарать его за принятую позицию нейтралитета, их войска двинулись на Иерусалим (4 Цар 16; 2 Пар 28).
В это время пророк Исайя впервые выступил перед царем и обещал ему знамение от Бога. Ахаз должен полагаться не на силу оружия, а на помощь Божию. Господь дарует спасение верным Однако Ахаз проявил малодушие и сделал роковой шаг: призвал на помощь ассирийцев.
Тиглатпаласар III использовал этот предлог и вторгся в Сирию. Он разгромил войска сирийцев и занял Галилею. В результате и сама Иудея попала в полную зависимость от Ассирии. Из политических соображений Ахаз стал вводить языческие обычаи и приносить жертвы богам.
В 722 году единственный очагом богооткровенной веры была маленькая Иудея. Тогда же, в конце правления Ахаза, Исайя произнес свое второе мессианское пророчество (9,2-7) о рождении Младенца из рода Давидова
"6 Ибо младенец родился нам — Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира. 7 Умножению владычества Его и мира нет предела на престоле Давида и в царстве его, чтобы Ему утвердить его и укрепить его судом и правдою отныне и до века. Ревность Господа Саваофа соделает это."(Ис. 9, 6-7)
В 715 году на престол вступил сын Ахаза Езекия. Благочестивый царь приблизил к себе Исайю и часто пользовался его советами. Пророк вдохновил его на реформу культа, которая очистила храмовое богослужение от пережитков язычества (4 Цар 18,1-8).
После смерти ассирийского царя Саргона (705г) подчиненные ему цари стали вновь готовиться к войне против империи. В этом был заинтересован и Египет, вторая великая держава, соперник Ассирии. Езекия, включился в эту опасную игру. Пророк Исайя тщетно протестовал – к его советам больше не прислушивались. Езекия проиграл и откупился огромной контрибуцией. Часть его территории была отнята. Страна погрузилась в траур.
Пр. Исайя воспользовался этим моментом, чтобы призвать народ к покаянию.
К этому периоду относятся его главные обличительные речи (гл. 1). По молитве пророка царь был исцелен от смертельной болезни. Теперь он во всем повиновался своему наставнику.
Через десять лет Синахериб решил окончательно искоренить очаги возможных восстаний. Он вторгся в Вавилон (689 г.), и ассирийские солдаты до основания разрушили древнюю столицу Востока. Затем настал час Иудеи. Заняв Лахис, Синахериб выслал оттуда войска осадить Иерусалим (Ис 36,2 – 37,37).
На сей раз Езекия в глазах пр. Исайи был невиновен. Пророк послал к царю учеников ободрить его: враг не вступит в святой город. Напрасно военачальник ассирийцев "рабшак" вел переговоры о сдаче, напрасно похвалялся Синахериб, что сразил всех богов и сразит Ягве, Езекия держался с мужеством отчаяния.
Предсказание пророка исполнилось. Ассирийцы внезапно сняли осаду и покинули Иудею.
"И вышел Ангел Господень, и поразил в стане ассирийском сто восемьдесят пять тысяч человек. И встали поутру, и вот, все тела мертвы".(Ис 37,36)
Иосиф Флавий указывает, что в лагере ассирийцев вспыхнула "смертноносная язва" (Арх. Х,1,5), а греческий историк Геродот (II,141) полагает, что на войско Синахериба напало полчище мышей (символ чумы).
Точная дата смерти пророка неизвестна. Согласно позднейшим легендам, он пережил царя Езекию и умер мучеником в дни Манассии, гонителя пророков. Легенда о мученической кончине пр. Исайи была известна уже христианским писателям первых веков. В апокрифе рассказывается, как во дни Манассии царские слуги схватили Исайю и пытали его, заставляя отречься от произнесенных им пророчеств. Поскольку Исайя остался тверд, его предали пыткам и распилили надвое деревянной пилой. Умирая в муках, пророк "не кричал и не плакал, ибо уста его говорили с Духом Святым".
Память пр. Исайи празднуется Церковью 9 мая