Рогир ван дер Вейден (1375-1444)

Снятие со кpecтa

1437-38г, дерево, масло, 220 x 262см.
Музей Прадо, Мадрид, Испания

"Снятие с кpecтa" — одна из самых знаменитых работ Рогира ван дер Вейдена. Она оказала большое влияние на развитие нидерландской живописи. У художника появились подражатели, с этой картины делалось много копий.

"Снятие с кpecтa" было заказано художнику гильдией арбалетчиков (Два маленьких арбалета вверху символ гильдии), но когда произведение увидела Мария Венгерская, сестра императора Карла V и правительница Нидерландов, она выкупила произведение, а взамен художник Михель Кокси написал для гильдии превосходную копию. Позже оригинал перешёл во владение её племянника, короля Филиппа II , который поместил его в крепость монастыря Эскориал, около Мадрида.

В инвентарных записях Мадридского королевского двора Эскориала от 1575 года, где в то время хранилась работа "Снятие с кpecтa", упомянуто, что она имела боковые створки, не сохранившиеся до нашего времени. На них были изображены четыре евангелиста и Вознесение Христа.

Картина относится к раннему периоду творчества художника . Изображен момент снятия с креста тела Спасителя. Его держат Иосиф Аримафейский, слева, и Святой Никодим, справа. Упавшую в обморок Богоматерь поддерживает Святой Иоанн, позади которого стоят Мария Клеопова и Мария, сестра Лазаря. У правого края картины — согнувшаяся в плаче Мария Магдалина, за ней — человек с сосудом с благовониями.

Цветовые контрасты картины поддерживают эмоциональное напряжение ее трагического сюжета: ярко-синее платье упавшей в обморок Девы Марии, и алые одежды Святого Иоанна, зеленое платье Марии Клеоповой. Парчовое одеяние Святого Никодима своим узором контрастирует с платьем Марии Магдалины, решенным художником на тонких цветовых отношениях.

Огромное внимание уделено изображению лиц и рук. Мертвенно белое лицо Мадонны полно смертельной муки. Ее тонкие безжизненные руки выделяются на фоне синего платья, усиливая эмоциональное напряжение. Лица Святого Иоанна и Марии Клеоповой полны раздумий и глубокого сострадания.

Вся фигура Марии Магдалины с неестественно заломленными руками и опущенной головой — само воплощение горя. Лица поддерживающих Христа Иосифа Аримафейского и Святого Никодима полны скорби.

С бесконечной бережностью выписаны детали одежды, их складки, как и сами фигуры, имеют почти скульптурное построение. В картине есть фактически только первый план, и персонажи выглядят как скульптурный фриз; возможно — это следствие того, что Ван дер Вейден начинал свою творческую деятельность как скульптор. Снятие со xpecma Рогира ван дер Вейдена — одно из самых выдающихся произведений нидерландской живописи XV столетия и, безусловно, жемчужина живописной коллекции Прадо.

Музей Прадо-нидерландская живопись