Hидерландская живопись XV-XIX вв.
Карта раздела
Вторая по численности и значению европейская коллекция в Прадо — нидерландская. Это не удивительно, ведь до XVI века Нидерланды находились под управлением испанских Габсбургов.
Но и XVII столетие, когда политический и религиозный раскол между южными и северными провинциями Нидерландов привёл к возникновению двух разных школ: голландской и фламандской, прекрасно представлено такими мастерами фламандской школы, как Рубенс, ван Дейк.
РОБЕР КАМПЕН (1375-1444), известный также как Mаcтep из Флемаля (по названию Флемальского аббатства, для которого художник писал алтарь) в 1410 получил гражданство во Фландрском городе Турне и стал городским живописцем, обладателем большой мастерской.
Он пользовался авторитетом, имел много учеников, в его мастерской учился живописи Рогир ван дер Вейден.
Иоанн Креститель и Генрих фон Верль и Святая Baрвapa — это боковые створки триптиха, центральная часть которого утеряна. По имени заказчика, кельнского канонника Генриха фон Верля, эти работы часто называют Алтарем Верля. Он был создан в 1438 году. В работе чувствуется влияние младшего современника Кампена гениального Яна ван Эйка.
Фигуры в Алтаре Верля изящны и утонченны, перспектива упорядоченная, количество предметов небольшое, они не загромождают помещения, колорит прозрачен. Для Кампена свойственно реалистичное видение мира, любовь к скрупулезному изображению деталей, интерес к подробностям обыденной жизни и, одновременно, к ее духовной насыщенности.
В этих двух створках триптиха художник сумел ввести нас в атмосферу нидерландского дома XV столетия, с большой любовью изображая мелочи домашнего уюта и с уважением — обитателей этого дома.
Имя РОГИРА ВАН ДЕР ВЕЙДЕНА (1400-1464), крупнейшего нидерландского художника XV века, по известности сопоставимо только с именем Яна ван Эйка. Причем его известность не тронуло забвение, как многих выдающихся нидерландских мастеров XV века, которых искусствоведы заново открывали во второй половине XIX века. Творчество Ван дер Вейдена знаменует новый этап в развитии нидерландской живописи. Ему свойственна экзальтированная религиозность и подчинение материальной стороны мира божественной идее. Живопись этого художника утонченна и аристократична, яркая и насыщенная цветовая гамма сочетается с почти скульптурным построением холста. Первые профессиональные знания Рогер получил у себя дома, в городе Турне, там он заслужил известность как ювелир и скульптор, учился у Робера Кампена, больше известного как Мастер из Флемаля», в то время самого значительного художника Нидерландов. Ван дер Вейден много путешествовал. В Италии он посетил Рим, Флоренцию и Феррару. В 1432 году он переехал в Брюссель, на родину своей жены, и жил там.
ГЕРАРД ДАВИД (1460-1523) родился в Голландии. В 1484 году его имя упоминается в реестре Братства Святого Луки в Брюгге, где Давид много работал и занял ведущее место среди художников после смерти Мемлинга. Oн мастерски владел рисунком и построением композиции. В конце жизни Герард Давид был знаменит, владел большой мастерской, имел множество учеников, подражателей и копиистов.
Несмотря на то, что ряд работ художника написан в XVI столетии, его творчество целиком обращено искусству века предшествующего. Он внимательно изучал творчество Ван Эйка, Ван дер Вейдена, Дирка Боутса, Ханса Мемлинга и, создавал свои произведения, основываясь на их наследии.
ИЕРОНИМ БОСХ (ок.1460-1516) (БИОГРАФИЯ), его настоящее имя Хиеронимус Антонис ван Акен, был образованным человеком своего времени. Немногие точные факты жизни художника почерпнуты из книг счетов Братства Богоматери, с которым связана вся его жизнь и жизнь многих членов его семьи. Это религиозное братство было создано в 1318 году, на основе культа Девы Марии; его члены много занимались благотворительной и просветительской деятельностью.
Как член Братства Богоматери Босх был, несомненно, знаком с богословской литературой, знал жития Святых, описания их видений. Кроме того, он был осведомлен о достижениях современных ему наук, интересовался алхимией, астрологией, народной медициной. Для нас особенно важно, как он претворял свои познания в мир фантастических образов.
Отношение к художнику менялось на протяжении веков. Крупные коллекции его картин сложились в Испании и Португалии. Экзальтированным, полным религиозного фанатизма жителям испанского полуострова того времени были близки и интересны его работы.
В наше время он стал одним из самых популярных и загадочных художников прошлого. О нем написаны десятки книг, ряд авторов видит в нем предшественника современного сюрреализма.
ПИТЕР БРЕЙГЕЛЬ СТАРШИЙ (1525-1569), прозванный «мужицким», был cамым крупным нидерландским живописцем середины XVI века. До нас дошли сведения только о том, что происходил он из крестьянской семьи, а где и у кого он учился, тоже ничего не известно.
В 1551 году Брейгель приехал из северного Брабанта в Антверпен, где практически сразу был принят в Братство Святого Луки. Затем последовало двухлетнее путешествие по Италии, где он побывал в Неаполе, на Сицилии и в Риме. В 1554 году он возвратился в Антверпен, потом переехал в Амстердам и, наконец, окончательно обосновался в Брюсселе.
Вернувшись на родину, Питер Брейгель оказался свидетелем освободительной борьбы против испанского владычества, которая захлестнула страну.
В Нидерландах свирепствовала инквизиция, испанцы огнем и мечом пытались подавить народное восстание. Все это нашло отражение в творчестве художника, особенно в это поздних работах:льющиеся по стране потоки крови не давали мастеру оставаться в стороне. Фантастические картины его предшественника Босха подсказали ему средства для изображения того, что происходило перед его глазами в реальной жизни. Но фантастика Босха переносилась им в реальную жизнь в виде гротесковых, полных горького разочарования произведений.
ПИТЕРУ ПАУЛЮ РУБЕНСУ (1577-1640) (БИОГРАФИЯ) была суждена долгая, полная событиями, беспокойная, но счастливая жизнь. Он жил как владетельный князь в доме, похожем на дворец, не зная бедствий и лишений.
С ранних лет Рубенс был близок ко двору и пользовался не только симпатией властителей как художник, но и их доверием как политик и дипломат, часто выполняя весьма деликатные поручения. При этом он, бесспорно, был самым выдающимся художником в западноевропейском искусстве барокко.
Основную часть коллекции произведений Рубенса в Прадо собрал испанский король Филипп IV. Мастерская Рубенса долгие годы постоянно работала на испанского короля, а после смерти художника король постарался купить у вдовы художника доставшиеся ей по наследству творения.
АНТОНИС ВАН ДЕЙК (1599-1641) родился в Антверпене. Совсем молодым человеком он попал в мастерскую Рубенса, где и произошло его формирование как художника. Он прекрасно усвоил уроки своего учителя, был самым способным и значительным из учеников Рубенса.
ЯКОБ ЙОРДАНС (1593-1678) родился в Антверпене. Он был значительно моложе Рубенса, но учились они у одного мастера, Адама ван дер Норта, на дочери которого Йорданс и женился. В Братство Святого Луки он вступил в 1615 году. Никогда не покидал родного города. Знакомился с творчеством художников других стран по многочисленным гравюрам, привозимым в Антверпен Рубенсом, с которым он дружил до смерти своего великого современника. Сосуществуя с таким крупным мастером, как Рубенс, Иорданс сумел развить и сохранить самобытность своего творчества. Для его работ была характерна глубокая связь с народной жизнью. Это проявлялось и в картинах на мифологические и религиозные темы, которые тоже трактовал в жанровом плане.