Алонсо Санчес Коэльо (1531-1588)
Инфанта Исабель Киафa Эухенио
1570-71, холст, масло, 88 x 72 см
Музей Прадо, Мадрид, Испания
Портрет Исабель Киафы Эухенио можно считать образцом испанского парадного портрета коронованной особы. На темном бархатистом фоне перед нами стоит совсем юная женщина, почти девочка, затянутая, как в кирасу, в жесткий корсет своего церемонного платья. Одна ее рука сжимает платок, а вторая покоится на спинке темно-красного кресла.
Эта любимая дочь Филиппа II и его третьей супруги, Исабели, принцессы из дома Валуа, родной сестры знаменитой королевы Марго, проживет долгую жизнь. Она проявит себя как справедливая и мудрая правительница Фландрии, много сделала для прекращения войны между Нидерландами и Испанией. Ее правление станет временем расцвета наук и искусства, которым она будет покровительствовать.
Но все это — в будущем. А сейчас на нас с портрета устремлен спокойный и уверенный взгляд юной принцессы в белом платье с кружевами, золотым шитьем, жемчугами и драгоценностями; шестнадцатилетней, ей предстоит путешествие из дома в далекую и воюющую страну.
Художник прекрасно передал девичью припухлость личика, которую не может скрыть серьезность, даже жесткость ее взгляда. Губы, еще по детски припухлые, придают лицу капризное выражение. Маленькие набеленные руки унизаны кольцами.
Кроме лица и рук в портрете все остальное — это платье, ему уделено особое внимание. Белое, из жесткой парчи, оно заткано золотом и богато украшено драгоценными камнями. Ткань платья настолько плотна, что форма, которую оно образует, совершенно лишена складок. Жесткий и колючий воротник подпирает юное лицо с уже не по девичьи пристально глядящими глазами. Мастерски выписано золотое ожерелье, окружающее плотно закрытую платьем шею.
Почти осязаемыми кажутся драгоценные камни, украшающие пояс и пуговицы на платье принцессы. Все должно служить для утверждения значимости портретируемой. Вместе с тем, с какой легкостью художник сумел все это сделать. Он решил все поставленные перед ним задачи — и наслаждался красотой нежной руки, сжимающей платок. Чтобы ярче оттенить вторую руку, он положил ее на спинку красного кресла. С явным любованием он изображает и венчающую принцессу замысловатую шапочку, украшенную жемчугом и перьями.
Музей Прадо - испанская живопись