Картины Ф.А.Бруни(1801-1875)
в Государственнм Русском музее
Живописец, гравер. Автор религиозных и исторических композиций, портретист, монументалист. Сын художника, общественного деятеля и офицера Швейцарской республики, в 1807 переселившегося с семьей в Россию и преподававшего в Царскосельском лицее.
Десяти лет поступил в Академию художеств, где учился у А.И. Иванова, А.Е. Егорова и В.К. Шебуева. В 1818 успешно закончил Академию и отправился в Рим. Здесь сблизился с кружком Зинаиды Волконской, посещал дом дипломата и любителя искусств Г.И. Гагарина, тесно общался со многими русскими художниками.
Темы произведений Бруни — античные и библейские сюжеты, портреты. Заказанная князем Барятинским картина «Смерть Камиллы, сестры Горация» (1824, ГРМ) была выставлена в Капитолии и имела успех.
По поручению Академии Бруни выполнил две копии с ватиканских фресок, написал несколько произведений на темы античной мифологии: «Пробуждение граций» (1827, ГТГ), «Вакханка и Амур» (1828, ГРМ) и др.
В 1836 художник вернулся в Петербург и получил звание профессора. Здесь он выполнил много церковных заказов, в частности для Казанского собора. Бруни — автор уникального натурного рисунка «Пушкин в гробу» (1837, ИРЛИ РАН), повторенного им затем в литографии.
В 1838 художник снова отправился в Италию для работы над задуманной им картиной «Медный змий» (1841, ГРМ). В этом произведении обнаружил большое профессиональное мастерство, безупречное владение рисунком, пластикой человеческого тeлa. Однако в целом композиция и картины и ее живописное построение традиционно-условны.
В 1840—1850-е Бруни занимался росписями петербургских зданий, прежде всего Исаакиевского собора, для которого разработал двадцать пять композиций. Деятельность Бруни не ограничивалась творчеством. Он возглавлял отделение в Эрмитаже, много сил положив на пополнение его коллекций, организовал при Академии художеств мозаичную студию.
Подробнее о картинах и скульптурах в зале