А.П.Антропов

Портрет казацкого атамана Ф.И.Краснощекова

1761г, холст, масло,
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Зал 6

Среди мужских камерных портретов работы Антропова следует отметить «Портрет казацкого атамана Ф.И.Краснощекова».

Походный атаман бригадир Федор Иванович Краснощеков особенно отличился во время Семилетней войны с Пруссией. 1761 году он приехал в Петербург, где задержался на какое-то время. Тогда и был написан его портрет. Атаман стал свидетелем ступления на престол Петра III, который незамедлительно заключил мир с прусским королем Фридрихом II, в результате чего Россия, одним росчерком царственного пера лишилась всех своих добытых ценой тяжких потерь преимуществ. Естественно, Ф. И. Краснощеков участник боевых действий против Пруссии, полностью принял сторону Екатерины II во время дворцового переворота 1762 года и был приглашен на коронационные торжества в Москву, по окончании которых ему была по высочайшему повелению вручена сабля «при грамоте государевой о его в нынешней войне ревностной службе».

Полный энергии и жизненной силы, Ф.И.Краснощеков изображен в манере, характерной для украинских портретов XVIII столетия, что неудивительно, так как Антропов провел в Малороссии несколько лет и, безусловно, был знаком со своеобразным искусством местных портретистов.

Форма головы проста, обобщена и сильно очерчена линией. Антропов дает волю своему богатому декоративному чувству и покрывает одежду атамана великолепным узором. Чистые краски горят на алом кафтане, оттененные золотыми разводами.

Не смущаясь пестротой, художник тут же изображает глубокую васильковую синеву орденской ленты. В результате он достигает несколько грубоватого, но мощного колорита, в чем сказалось наследие древнерусской иконописи. В то же время, при всем схематизме изображения, перед нами живой человек — стареющий и несколько обрюзгший.

На груди у атамана, на синей ленте, портрет императрицы Елизаветы Петровны, обрамленный алмазами. Этот портрет, за верную службу был ему подарен в 1742г.

Цветовая гамма звучная, декоративная. Орнаментальность форм, тщательное выписывание деталей, присущие работам Антропова, идут от парсуны предшествующего столетия, но реалистическое восприятие натуры, тонкая наблюдательность, достоверная передача характеров — это новое в русском искусстве.

Заказной портрет атамана, несомненно, писался с натуры. Художник воссоздает такие черты облика, которые можно зафиксировать только при непосредственном наблюдении: складку на лбу, морщины под глазами, гладкий двойной подбородок.