Алексей Петрович Антропов (1716 - 1795)

ЧАСТЬ 1

Алексей Петрович Антропов — выдающийся русский живописец-портретист, автор монументальных росписей, академик Императорской Академии Художеств.

В какой бы области ни работали представители семьи Антроповых, их с уверенностью можно назвать мастерами своего дела.
Отец семейства Петр Яковлевич, обучившийся слесарному и инструментальному ремеслу у своего отца, слесаря Оружейной палаты Якова Савинова «сына Антропова», отслужил 12 лет солдатом лейб-гвардии Семеновского полка, участвовал во многих военных походах Петра I, в том числе и в Полтавской битве. Вернувшись к мирной жизни, работал при Санкт-Петербургском оружейном дворе, позже в Канцелярии от строений, куда поступили и четыре его сына. Старший Степан пошел по стопам отца, Иван стал часовым мастером, а Алексей и младший Николай обучались искусству живописи.

Алексей Антропов с молодости отличался трудолюбием и добросовестностью — эти наследственные качества были присущи нескольким поколениям мастеров Антроповых.

С 1732 г. его учителями становятся француз Л.Каравакк, много лет живший в России, а позже А.Матвеев, М. Захаров и И.Вишняков, поочередно возглавлявшие «живописную команду» Канцелярии от строений, в которой до открытия Академии художеств учились и служили практически все русские художники. В 1739 г. Алексей Антропов был зачислен в штат Канцелярии с довольно солидным по тому времени окладом — 120 рублей в год.

В составе команды Вишнякова он исполнил немало монументально-декоративных росписей в духе западного барокко: в Зимнем (1744-1745 гг.), Летнем (1748 г.), Царскосельском (1749 г.) и других дворцах, а в 1750 г. был отозван в Оперный дом, где писал декорации под руководством итальянских мастеров Д.Валериани и А.Перезинотти.

Судить о степени художественного достоинства тех работ сейчас трудно, так как большинство из них не сохранилось. Однако можно предположить, что Антроповым остались довольны, поскольку ему поручили весьма серьезный заказ.

В 1752 г. Антропов получил заманчивое предложение ехать в Киев для исполнения живописных работ в построенномпо проекту Ф. Растрелли архитектором И. Мичуриным Андреевском соборе. Произведенный тремя годами раньше в подмастерья, художник надеялся тем самым обрести некоторую свободу творчества и в дальнейшем претендовать на более почетную должность мастера.

К тому же к этому времени он зарекомендовал себя как опытный и умелый живописец, не лишенный организаторских способностей и настойчивости в достижении цели. До сих пор не решен вопрос, кисти одного или нескольких авторов принадлежат многочисленные изображения, украшающие собор. На сегодняшний день можно с уверенностью сказать, что помимо росписей кафедры, купола и образов Девы Марии и архангела Гавриила из царских врат Антропов исполнил также икону «Успение Богоматери» и запрестольную алтарную картину «Тайная вечеря». Именно картину, так как его образы апостолов — «земные», почти простонародные, даже решение композиции напоминает схему парадного портрета — ниспадающие драпировки с кистями и колонна в глубине. К сожалению, церковь была заброшена сразу по окончании работ в ней и освящалась только в 1767 г., что пагубно сказалось на сохранности живописи.

Несмотря на предельную загруженность, художник в этот период охотно писал также и портреты по старым образцам, оттачивая свое живописное мастерство. Среди них несколько схожих между собой портретов императрицы Елизаветы Петровны (1753 — 1755 rr.).

Три года, прожитые в Киеве, укрепили авторитет Алексея Петровича как незаурядного живописца, а также позволили ему доказать свое право на самостоятельность. Высокой оценкой работы Антропова послужило последовавшее в конце 1755 г. приглашение в Москву для росписи по эскизам П. Градицци и С. Горяинова плафонов в Головинском дворце, где нередко гостила сама императрица.

1758 г. застал художника уже в Петербурге. Начинался новый период творчества Антропова, полный исканий и надежд, желания усовершенствовать свое мастерство и добиться признания, период расцвета его таланта живописца-портретиста.

По возвращении в северную столицу Алексей Петрович вновь поступил в распоряжение Канцелярии от строений, что само по себе вряд ли могло удовлетворить привыкшего к самостоятельной деятельности художника.

Шестилетнее отсутствие обусловило некоторое «отставание» Антропова от столичных живописцев, мастерство которых за это время весьма и весьма возросло. В это время ему было уже за сорок и он пользовался уважением и известностью. Однако, он справедливо не числился среди мастеров первого ранга. Чувствуя настоятельную потребность продолжить свое образование, особенно в области писания портретов, Антропов обратитлся к системе частных уроков.

Такие уроки охотно давал модный тогда итальянский портретист П.Ротари, незадолго до этого приехавший в Петербург. Два года обучения у него наложили отпечаток на все дальнейшее творчество русского мастера. Однако, используя композиционные приемы Ротари, Алексей Антропов, художник яркой индивидуальности, не стал слепым подражателем. В своих портретах он всегда стремился к передаче своеобразия внешнего и внутреннего облика изображаемого человека.

Учёба у таких мастеров, как А.Матвеев, И.Вишняков, Л.Каравакк и П.Ротари, и личные способности позволили ему стать мастером русского камерного портрета, своеобразного по стилю, национального по характеру, талантливый ремесленник превратился в выдающегося и самобытнейшего русского художника.

Своего рода экзаменом на звание портретиста стало для Антропова изображение в 1759 г. статс-дамы Анастасии Михайловны Измайловой. Эта работа художника заслужила похвалу Ротари и принесла Антропову славу одного из лучших русских портретистов, повышение жалованья и чин подпоручика.

Вслед за этим полотном художник в течение последующих двух лет создал целую галерею замечательных портретов, в том числе архиепископа С.Кулябки, княгини Т.А.Трубецкой, духовника императрицы Ф.Я.Дубянского и других.

Среди мужских камерных портретов работы Антропова следует отметить «Портрет казацкого атамана Ф. И. Краснощёкова». Герой Семилетней войны, полный энергии и жизненной силы, изображен в манере, характерной для украинских портретов XVIII столетия, что неудивительно, так как Антропов провел в Малороссии несколько лет и, безусловно, был знаком со своеобразным искусством местных портретистов.

В конце 1759г., по протекции фаворита Елизаветы Петровны, образованного вельможи И.И.Шувалова , Антропов был принят в качестве живописного мастера в Московский университет, при котором предполагалось сперва учредить и Академию художеств.

Но так как это не состоялось, тот же Шувалов помог художнику в 1761 г. получить назначение в святейший правительствующий Синод на место надзирателя за живописцами и иконописцами. В его обязанности входило писать и поправлять иконы, исполнять портреты, рисовать чертежи внутреннего убранства церквей, а также обучать новых мастеров.

В 1762г. Алексей Петрович был занят изображением Петра III, царствовавшего не более полугода и даже не удостоившегося коронации. Зато его парадных портретов одним только Антроповым было исполнено несколько, не считая эскиза, который в художественном отношении стоит гораздо выше. Вообще живописец нередко повторял свои работы, внося некоторые изменения. Так было и с портретом Ф.Я.Дубянского и другими.

К торжествам, посвященным вступлению на престол императрицы Екатерины II в том же 1762 г., художник вместе с подмастерьем (Д.Левицким) подготовил 8 портретов ее величества для триумфальных ворот, поставленных в разных частях города.

ЧАСТЬ 2

Портреты в Третьяковскаой галерее
Портреты в Государственнм Русском музее

СПИСОК ПРЕДСТАВЛЕННЫХ РАБОТ

  1. Портрет императрицы Елизаветы Петровны
    Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник
  2. Портрет императрицы Елизаветы Петровны
    Тульский областной художественный музей
  3. Портрет царицы Софьи
    Московский областной краеведческий музей
  4. Портрет Петра I (деталь)
    Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
  5. Портрет Петра I
    Таганрогский художественный музей
  6. Портрет императора Петра III
    Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
  7. Портрет Екатерины Алексеевны(будущей Екатерины II)
    Саратовский художественный музей
  8. Портрет Екатерины II в профиль
    Новгородский художественно-исторический музей
  9. Портрет Екатерины II
    Областной художественный музей,Тверь
  10. Портрет Екатерины II
    Государственный музей Эрмитаж, Санкт-Петербург
  11. Портрет Ф.Я. Дубянского
    (духовник императрицы Елизаветы Петровны)
    Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
  12. Портрет архиепископа С.Кулябки
    Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
  13. Портрет тверского архиепископа Платона Левшина
    Областной художественный музей,Тверь
  14. Портрет архиепископа Гавриила Петрова
    Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
  15. Автопортрет(?)
    Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
  16. Портрет статс-дамы А.Л.Апраксиной
    Государственный музей А.С. Пушкина, Москва
  17. Портрет А.В.Бутурлиной
    Государственная Третьяковская галерея, Москва
  18. Портрет Д.И.Бутурлина
    Государственная Третьяковская галерея, Москва
  19. Портрет статс-дамы А.М.Измайловой
    Государственная Третьяковская галерея, Москва
  20. Портрет А.И.Колычевой
    Государственный исторический музей, Москва
  21. Портрет П.А. Колычева
    Государственный исторический музей, Москва
  22. Портрет М.А.Румянцевой
    Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
  23. Портрет княгини Т.А. Трубецкой
    Государственная Третьяковская галерея, Москва
  24. Портрет В.В.Фермора
    Музей Академии художеств, Санкт-Петербург
  25. Портрет казацкого атамана Ф.И.Краснощекова
    Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
  26. Портрет неизвестной
    Государственная Третьяковская галерея, Москва
  27. Портрет неизвестного в красном комзоле
    Государственная Третьяковская галерея, Москва
  28. Портрет неизвестной
    Томский областной краеведческий музей