Джузеппе Арчимболдо (1527-1593)
Фантастические портреты
Интерес к этим глубокомысленным и фантастическим картинам, оригиналов которых сохранилось немного, возобновился только в конце 19-ого столетия. Кроме фантастических картин, он, вероятно, писал и традиционные, но многие из их, также утеряны.
Джузеппе Арчимболдо родился в Mилане, в Италии. Его дедушка был архиепископом, его отец художником. Он начал карьеру в мастерских Миланского Собора, создавая цветные витражи и фрески со сценами из жизни святых.
В 1562, Арчимболдо работал при имперском дворе Фердинанда I в Вене, как портретист-копировщик. В 1564, когда Максимилиан II становится, императором Германской Римской империи, Арчимболдо - художник при дворе.
Он воспринимался друзьями, как человек с универсальной эрудицией и очень развитым творческим гением. Большинство его современников, также известных людей, смотрели на него с восхищением, из-за его талантов и его изобретательности, не только в живописи, но также и в организации игр, свадьб, коронаций, процессий. Фактически он становится артистическим директором императора Максимилиана II.
Он отвечал при дворе за архитектуру и театрально- художественне оформление всех мероприятий. В то же самое время он - инженер, создатель фонтанов, принимает участие в основнии музея искусств. Арчимболдо становится главным организатором турниров, ярмарок, и роскошных празднеств для аристократии, ученых и художников. Всё это, чтобы прославить императора, чтобы укрепить его политическую власть и развлечь людей, и представить монарха героем.
При поддержке Максимилиана он исполнил первый вариант серии "Времена года", которые были представлены императору в день Нового года(1569).
В 1570 Арчимболдо был послан в Прагу к Рудольфу,сыну Максимилиана, проектировать сложное театрализованное представление для Максимилиана( сюжет - смешанная классическая и чешская мифология) и остался служить Рудольфу II , когда он поднялся на трон Габсбургов (1575г), после смерти Максимилиана II. При нём, кроме всего, он изобретал гидравлические машины.
Одиннадцать лет, который художник служил Рудольфу II, были, вероятно пиком его карьеры.
Император чрезвычайно любил и ценил Арсимболдо.
Арчимболдо в эти годы пишет второй вариант "Времён года", (1573), посвящает императору красный кожаный фолиант, содержащий 150 рисунков ручкой и чернилами (1585).
В 1587 многочисленных просьб Арчимболдо, Рудольф II разрешил ему возвратиться в родной Mилан. И в том же самом году, Арчимболдо получил просьбу императора продолжить писать для него , хотя он больше не служит при дворе.
В 1591 он пишет две из его наиболее известных картин, "Флора" (1591) и "Вертемнус "(1590-1591), которые он послал в Прагу.
"Вертемнус" был особенно оценен обществом, особенно самим Рудольфом. Это - поясной портрет императора, представленного в виде древнеримского бога времён года, растительности и преобразования.
Рудольф состоит полностью из великолепных плодов, цветов и овощей. Восхищенный этими картинами, Рудольф II щедро наградил Арчимболдо В следующем году, 11 июля 1593, живописец умер.
Есть мнения, что большое количество картин было написано между 1564 и 1576, но только очень немногие из них известны нам.
Кажется, что художник изобразивший человеческие лица из плодов, овощей, мяса и других малопригодных для этого предметов, типа горшков и книг, был сюрреалист(художник, изображающий на холсте образы, вызванные свободными ассоциациями - Сальвадор Дали), но Джуззеппе Арчимболдо жил четырьмя столетиями раньше, чем возникло это направление живописи.
Его картины полны аллегорий , приводивших в восторг современников. Каждый портрет состоит из предметов только из одной категории элементов, присущих изображённому образу:
- "Весна" состоит из цветов;
- "Лето" состоит из летних плодов,
- "Oсень" - из осенних.
- "Зима" главным образом, состоит из веток дерева и листьев,
- "Вода" - из водных животных;
- "Библиотекарь" состоит только из книг и т.д.
Каждый плод имеет его собственные качества, значения и собственную судьбу и все вместе, как разные черты характера , они складываются в образ. В сочетании с гармоничными, природными тонами и полутонами портреты будят воображение.
Аллегория заставляет остановиться и разглядывать каждый элемент, даёт пример, как из частей возникает целое. (А глядя, на картину, даже самого известного художника, мы восхищаемся талантом, сюжетом, композицией, но не будем , кроме профессионалов, подробно разглядывать каждый элемент лица. Мы смотрим и получаем впечатление не от носа или глаз, а от всего лица).
К сожалению, смысл восхищавших современников аллегорий, иногда, нам не ясен (Лицо адвoката - тушки кур, рыба)
Портреты можно долго разглядывать, восхищаясь мастерством и фантазией художника. Это не точное изображение "очеловеченного" образа, но и не "заумные" фантазии, когда каждый видит то, что ему хочется. Замысл художника легко понимается.
Джуззеппе Арчимболдо один из первых стал использовать в своих картинах свойства оптической иллюзии. Среди сохранившихся работ - картины "Повар" и "Блюдо с овощами", на которых при повороте на 180°адусов появляется совершенно новое изображение (возможно, трудновато это представить, но картинки к сайту именно так и сделаны).
(по материалам книги Werner Kriegeskorte "Giuseppe Arcimboldo", Tashcen, 2000)