Ян ван Эйк (1385/90-1441)

Нидерландский художник

Биография - ЧАСТЬ 1

Ян ван Эйк - выдающийся нидерландский живописец, один из основоположников искусства Раннего северного Возрождения.

Термин «art nova» — новое искусство, позаимствованный из истории музыки, — очень точно определяет искусство Нидерландов первой половины XV в. Не возрождение античности, как в Италии, а самостоятельное, интуитивное и религиозно-мистическое познание мира легло в основу новой североевропейской культуры.

Человек — не вершина творения, а всего лишь одно из свидетельств могущства Творца. Небо и земля, растения и животные, сам человек и созданное руками его — все заслуживает благоговейного внимания. И это ощущение божественной драгоценности повседневного бытия, живущее в творчестве Яна ван Эйка, послужило во многом исходным пунктом развития реализма в истории европейской живописи.

Ян ван Эйк появился на свет в конце XIV века в уголке Европы, который сейчас лежит на стыке границ Бельгии, Голландии и Германии, но относится к Бельгии. Точная дата его рождения неизвестна. Её вычисляют приблизительно. Первые документысвидетельствующие о жизни ван Эйка относятся к 1422г. В то время он уже был состоявшимся художником, примерно около 30 лет.

Получается что родился он в 1395г. Чтобы не очень ошибиться, от этой даты отнимают 10 лет и считают приблизительно  год рождения в интервале 1385-1390гг.

С местом рождения художника тоже проблемы. С XVI традиционно считается, что это был городок Маасейк (сейчас Бельгия).

Мотивировки у подобного выбора две: созвучие имени живописца с названием городка , а также подтверждённый факт, что дочь ван Эйка стала монахиней монастыря, расположенног в Маасейке.

Некоторые исследователи считают родиной ван Эйка город  Маастрихт, в 15 милях южнее (сейчас Голландия) потому что в XIV-XVвеках там часто встречалась фамилия ван Эйк.

Полагают что у Яна было два брата и сестра. Во всех энциклопедиях написано, что старший брат, Хуберт, тоже крупный художник, привлёк Яна к живопси. Но это только версия. На самом деле, когда и у кого учился Ян ван Эйк мы доподлинно не знаем.. На картинах художника встречаются надписи на французском, латинском, греческом, фламандском (родном для ван Эйка) и на иврите.

Знание языков, символика и образы картин, показывают человека с пытливым, острым  умом и хорошо развитым воображением.. И только это может сообщить нам о его хорошем образовании.

Слухи о профессиональном обучении  у брата Хуберта основаны на книгах напечатанных в 1560годах. А в письмах итальянского знатока живописи, в 1524г, упоминается, что Ян ван Эйк готовился стать иллюстратором рукописных книг.

Если учесть его привязанность к мелким и точным деталям, характерным для илюстраций помещаемых в манускриптах, то и это может быть достоверно, но не исключает и первую версию.

Начиная с 1422г появляются впервые некоторые сведения о жизни живописца.

Известно, что 24 октября 1422г он, уже известный живописец, работал в Гааге, где был придворным живописцем Иоанна Баварского, графа Голландии, Зeландии и Геннегау, двор которого располагался в Гааге. Он занимался оформлением графского дворца, но ни одна работа того времени не сохранилась.

После смерти Иоанна Баварского мастер, пользующийся громкой славой, покинул Голландию и обосновался во Фландрии. Весной 1425 г. в Брюгге он был принят на службу к Филиппу Доброму, герцогу Бургундскому, «со всеми почестями, преимуществами, свободами, правами и выгодами». В том же году художник переехал в Лилль.

Отношения с герцогом сложились очень тёплые. На этой службе Ян ван Эйк оставался, до самой своей кончины. Все 16 лет, проведенных рядом с Филиппом, Ян Эйк значился одновременно камергером и придворным живописцем. Несколько раз художник выполнял по просьбе Филиппа то, что принято называть "секретными миссиями". Своё расположение к живописцу герцог неоднократно подчёркивал подарками и денежными выплатами. Был он и неизменным крёстным отцом детей ван Эйка.

Одну из денежных выплат Филипп сопроводил письменным указанием своему казначейству выдать деньги "без возражений и промедления, поскольку нам никогда не найти человека, столь же преданного, как мастер ван Эйк, и равного ему по мастерству".

В Брюгге художник обосновался ненадолго. Вскоре он обосновался в Лилле, где находилась официальная резиденция герцога. Спокойная жизнь нарушалась долгими и короткими отлучками по делам.

По роду своей службы или, может, ввиду особого доверия, Ван Эйк дважды направлялся могущественным правителем в «некое секретное путешествие».

Так в 1427г ван Эйк выезжал с тайным поручением в Тур, расположенный в десяти милях от Лилля. На следующий год ему пришлось отправится гораздо дальше, в Португалию.

19 декабря 1428г. ван Эйк, в качестве дипломата,вместе с послами Филиппа, отбыл в Лиссабон с заданием подготовить почву для заключения брака между о заключении брака между вдовцом-герцогом Филиппом и португальской принцессой Изабеллой.

Сильный шторм вынудил послов сделать остановку а Англии (то же самое произошло и на обратном пути).

Исполняя возложенную на него миссию, в Португалии художник написал два портрета невесты (не сохранились) и отослал своему господину вместе с проектом брачного договора. Так часто тогда делалось "для знакомства". Миссия была успешно выполнена, и 25 декабря следующего года ван Эцк вернулся во Фландрию выместе со свадебным кортежем португальской инфантой.

Помимо своей прямой художественной работы придворного живописца герцога Филиппа Доброго, ван Эйк выполнял заказы церквей и местных купцов.

Не позднее 1426 г. была написана «Мадонна в церкви» — одна из ранних работ Ван Эйка. Как и большинство его произведений картина как бы светится изнутри, рождая ощущение возвышенной радости. Такой поразительный эффект внутреннего свечения достигался за счет послойного нанесения масляной краски на белую гипсовую грунтовку, тщательно отшлифованную и покрытую лаком.

Тут надо немного остановиться на открытии художника, давшем толчок бурному распространению техники масляной живописи по Европе. Дело в том, что Яна ван Эйка долгое время считали изобретателем масляных. красок. Это не совсем так.

Красящие составы на основе растительных масел были известны еще в ХII в., но популярностью не пользовались: они долго сохли, часто блекли и растрескивались. Многие художники стремились улучшить старинные рецепты. Лишь Ван Эйк, где-то около 1410 г., нашел ту магическую формулу, которая делала краски быстросохнущими, позволяла живописцу наносить их плотными или прозрачными слоями, не опасаясь смешения. Теперь их можно было бесконечно варьировать по цвету, добиваясь невиданных ранее оттенков. И самое главное — тонкая масляная пленка наподобие линзы одновременно и отражала падающий свет, и вбирала его в себя, создавая тот самый эффект внутреннего сияния картины.

Период высшей творческой зрелости Яна ван Эйка пришелся на 1430-е гг. К этому времени художник переехал из Лилля в Брюгге, купил дом «с каменным фасадом», а вскоре женился. В 1434 г. герцог Филипп III стал крестным отцом первого из десяти детей Яна и, в связи с рождением сына, преподнес ему в подарок шесть серебряных чаш.

Взгляните на работы ван Эйка, наполненные жизнью и светом. Кажется, что драгоценные камни и драгоценные металлы на его картинах - настоящие и пылают внутренним светом. Его краски настолько прозрачны, что работы имеют уникальный, почти люминесцентный блеск.

ЧАСТЬ 2

Галерея работ