Ян ван Эйк (1385/90-1441)

Мадоннa каноника ван дер Пале

1436г, деревo, масло, 122 x 157 cм
Городской музей, Гронинге (Groeninge), Брюгге,Бельгия

Заказчиком картины был каноник ван дер Пале. Как и в "Мадонне канцлера Ролина", ван Эйк пытается показать присутствие божественного в действительном мире. Каноник показан в реальном, узнаваемом дворце, в хоре соборной церкви Св. Донацианa в Брюгге, что придаёт реальность Марии с Младенцем. Рядом Св. Георгий и Св. Донациан. Исследователи считают, что картина когда-то висела в, теперь разрушенной, церкви и отражала действительный интерьер.

Портрет его поражает глубоким проникновением в самую суть характера. Во всех деталях картины ван Эйк добивается впечатления величайшей материальности и вещественной осязаемости. Буквально ощутима пергаментная кожа старика, каноника ван дер Пале, с ее сухими морщинами и складками или жесткая светящаяся золотым шитьем парча ризы архиепископа Донациана, его митры с драгоценными камнями.

С другой стороны - мир Библии:
милосердный Бог послал сына, Христа Избавителя, в мир (на троне - Мария с Младенцем)
по обе стороны трона - изображения Адама и Евы (первых людей нарушивших Завет),
над ними: искупление греха (Каин, убивающий Авеля).

Мария и Младенец смотрят на задумавшегося старика, в руках у них букетик цветов и попугай - намёк на Райский сад.

Биография художника