Ханс Мемлинг(1433 - 1494)

Нидерландский художник

Биография

Рассказ о жизни Ханса Мемлинга часто начинают трогательной и романтичecKoй историей о том, как в 1477 г. после жестокой битвы при Нанси моонахини-урсулинки подобрали на поороге госпиталя Св. Иоанна в Брюгге голодного и израненнного солдата. Сердобольные сестры обогрели и накормили его, залечили тяжкие раны, а та, которая усерднее других ухаживала за ним, покорила его сердце. Впоследствии в блаагодарность за свое спасение солдат, ставший художником, подарил госпиталю свои замечательные произведения.

Различные варианты этой красивой легенды, подпитывааемые, по всей видимости, поэтическим творчеством живоописца, живы и поныне, хотя подлинные факты его биограафии не имеют с ними ничего общего.

Ханс Мемлинг, немец по происхождению, родился, преддположительно, в 1433 г. (по другим данным - ОК. 1440 г.) в городке Зелингенштадт неподалеку от Франкфурта-на- Маййне. Возможно, что свое родовое имя его семья получила от близлежащей деревушки Мёмлинген. Начальное художеественное образование Ханс приобрел на родине, а затем для пополнения его отправился в соседние Нидерланды.

Верооятно, в конце 1450-х гг. он приехал в Брюссель, где постуупил в мастерскую знаменитого нидерландского мастера Роогира ван дер Вейдена, которая тогда была самым известным и значительным центром Фламандскоства. Годы, проведенные здесь, оказали огромное влияние на формирование его как живописца.

Как писал впоследствии М. Герман, один из исследователей его творчества, Мемлинг перенял у своего учителя не только нидерланддскую манеру живописи, но и «умение видеть родство собственных персонажей: одна и та же кровь струилась по жиилам его моделей». Большое впечатление на него оказали и работы его соотечественников из Кёльна - безымянного художника, называемого историками искусства «Мастером Св. Вероники»; и Стефана Лохнера, а также нидерландца Хуго ван дер Гуса. Впоследствии Мемлинг будет неодноократно возвращаться к их творчеству, удивительно точно и уместно используя в своих произведениях стилистические особенности знаменитых предшественников.