Ханс Мемлинг (1433 - 1494)
Портрет Марии Морель
1480г, дерево, масло, 38 x 26.5 cм
Музей Ханса Мемлинга, Брюгге
Этот портрет, на котором изображена Мария Морель, дочь бургомистра Брюгге Гийома Мореля, является одним из высоких шедевров ренессансного ниднрландского портрета. В ней можно найти и выразительную аскетичность, свойственную портретам Рогира ван дер Вейдена, и строгую, пронзительную печаль Гуго ван дер Гуса, и точную психологичность Яна ван Эйка.
Восприняв эти лучшие черты искусства своих предшественников и современников, Мемлинг творчески преобразовал их и слил воедино в великолепном портрете, называемом часто ещё "Сивилла Самбета". Это название "приклеилось" к портрету благодаря самому художнику, поместившему в верхней левой части картины надпись на латинском языке: "Сивилла Самбета, называемая также Персидская, жившая в 2040г. до Рождества Христова".
Сивилла Самбета почиталась как одна из величайших языческих сивилл, (согласно некоторым преданиям, она была дочерью Ноя). Неизвестно, сам ли мастер решил написать Марию Морель "в роли" сивиллы, или же это было желание заказчика, Гийома Мореля.
Вылепленное с любовной точностью, это лицо, не отличающееся красотой, но наделённое особой привлекательностью - одно из самых выразительных лиц во всей нидерландской портретной живописи.
Надпись под портретом содержит пророчество о Христе, произнесёеное, по преданию, Сивиллой Самбетой: "Ты будешь попирать зверя, владыка будет рождёндля вселенной, грудь девы станет спасением мира; и явится невидимый глагол".
Перед нами образ зажиточной фламандской горожанки последних десятилетий пятнадцатого столетия. Она похожа на монахиню: бледное лицо, строго убранные назад волосы, скромная шапочка, прозрачная накидка и тёмная одежда, украшенная тёмно-красной вставкой и белым воротником. Она позирует с набожной мечтательностью, руки сжаты.