Джованни Беллини (1426-1516)
Мадонна с Младенцем, Св. Екатериной и Св.Урсулой
1500г, дерево, масло, 77 x 104 см
Музей Прадо, Мадрид, Испания
Мадонна с Младенцем, Святой Екатериной и Святой Урсулой написана в период творческой зрелости мастера. Существует авторское повторение этого сюжета, и исследователи долго спорили, которая из работ была написана раньше. В главном нет сомнения: перед нами прекрасное произведение начала XVI века.
Композиция картины симметрична, ее центром служит Мадонна, держащая на руках Младенца. Она в темном сине-зеленом одеянии, цветовые пятна не отвлекают нас от глубокой психологической характеристики лица, выполненного с удивительным живописным мастерством.
Цветовая гамма картины построена на контрасте темного силуэта Мадонны со светлыми и теплыми одеждами святых. Светлым силуэтом смотрится и Младенец на ее коленях. Золотистый плащ Святой Екатерины и коричневато-красная накидка Святой Урсулы служат обрамлением Мадонны, выделяя ее фигуру из всей поверхности картины.
Кроме лиц, мастер уделяет большое внимание изображению рук. На картине они удивительно пластичны. Тонкие пальцы Святой Екатерины, сложенные в молитвенном жесте, придерживающие дитя руки Богоматери и поднятая в благословляющем жесте рука Святой Урсулы поражают тонкостью рисунка и умелой передачей теплоты живого тела.
Манера письма, использованная мастером в этой хранящейся в Прадо работе, позволяет предполагать, что к этому времени Беллини был знаком с творчеством Леонардо да Винчи, посещавшего Венецию в 1500 году. Фон в мадридской картине светлее и чище, а рисунок лиц и рук более четок, чем в венецианском оригинале (в нем, кстати, Святых идентифицируют как Марию Магдалину и Екатерину). Все это позволяет с достаточной уверенностью считать, что произведение из Мадрида более позднее, и довольно точно определить время его создания 1500 годом.