Иероним Босх (ок. 1460 - 1516)
Семь смертных грехов
1475-80гг., дерево, масло, 120 x 150 см.
музей Прадо, Мадрид, Испания
"Семь смертных грехов" одна из самых ранних известных работ Босха. Она имеет ярко выраженный нравоучительный характер с элементами иронии и сатиры. Работа упоминается в литературе как настольная, наверное потому, что сцены в центре должны рассматриваться под разными углами. Так ли это не установлено.
Однако, точно известно, что испанский король Филипп II распорядился хранить «Семь смертных грехов» в спальне своей резиденции-монастыря в Эскориале, чтобы на досуге предаваться размышлениям о греховности человеческой натуры.
Центральная круглая композиция этой картины напоминает глаз — Всевидящее око Бога, наблюдающее за грешным человечеством, в зрачке которого изображена фигура Христа, предупреждающего и благословляющего на добрые дела. Христос окружен кругом золотых лучей.
Ниже надпись: "Берегись, берегись, Бог видит всё".
Дальше следует представлениe семи смертных грехов, способных погубить душу, с их латинскими названиями: гнев, гордыня, сладострастие (похоть), лень, чревоугодие, алчность(жадность) и зависть.
Художник находит для каждого из них понятный, жизненный пример, показанный с насмешкой. Можно посмотреть крупнее, (вращение против часовой стрелки; так задумал Босх)
Выше и ниже круга в центре картины - два текста Ветхого Завета из книги Второзакония (32:28-29 и 32: 20).
28. Ибо они народ, потерявший рассудок, и нет в них смысла.
29. О, если бы они рассудили, подумали о сем, уразумели, что с ними будет!
32:20. И сказал: сокрою лице Мое от них и увижу, какой будет конец их; ибо они род развращенный; дети, в которых нет верности.
Художник напоминает людям, погруженным в каждодневную суету привычных, будничных грехов, повторяющихся снова и снова, что за злом неотступно следует воздаяние.
Четыре угла картины украшены сценами "четырех последних вещей" (по выражению проповедников того времени):
Смерть, Страшный суд, Ад и Небесные врата
Музей Прадо-нидерландская живопись