Христинек (Кристинек) Карл Людвиг (1732 - 1792)

Большой популярностью в светских кругах Петербурга пользовался во второй половине XVIII века российский портретист немецкого происхождения Карл Людвиг Христинек — сын поселившегося в России мелкого арендатора.

Юному Карлу, рано потерявшему переехавшего в Россию отца, оказало содействие в развитии его наклонностей к изобразительству, как сказали бы в наше время, немецкое землячество.

Художественное образование Христинек получил в Петербурге. Его наставником был художник Л.К. Пфанцельт, по приглашению работавший реставратором и смотрителем картин Эрмитажа.

Заговорили о Христинеке в начале 1760-х годов, когда он проявил себя при создании мозаики Полтавская баталия, которую изготовляли в мастерской самого М.В. Ломоносова. К этому же времени относятся и первые портретные работы мастера.

Написанные в соответствии с существующими канонами (слегка преувеличенное благообразие, гладкая живопись, уравновешенность исполнения, подчеркивание выигрышных элементов одежды) портреты быстро завоевали известность петербургской знати.

Христинек - первый русский живописец «из немцев»; он портретировал в основном среднее дворянство, военных, интеллигенцию, представителей петербургской немецкой колонии. Среди моделей художника нет ни «светских львиц», ни высоких государственных чинов.

Портрет графа А. Г. Орлова-Чесменского (1779, ГТГ) , oдно из лучших произведений художника, составляет редкое исключение. По оценке Я. Штелина, Христинек был «хороший городской живописец и удачливый портретист». Иногда он писал портреты, используя работы других художников. Так был выполнен, например, «Портрет Екатерины II» (1780, ГИМ) с оригинала А. Рослина.

Произведения Христинека, как правило, скромны, без блеска живописной маэстрии, но исполнены строгой, точной и «добротной» кистью. Живописцу не знакомо богатство валеров — оттенков цветового тона, позволяющих показывать предметы в световоздушной среде, достигать особой глубины и богатства колорита.

Цвет у него порой жесткий, всегда строго в своих границах, без тонкой нюансировки, но эта верность своей манере и создает индивидуальное лицо художника. (Портрет графа Алексея Григорьевича Бобринского. 1769, ГЭ).

После смерти мастера наступили долгие годы почти полного забвения. Между тем до наших дней сохранилось около сотни его произведений, что свидетельствует о большой популярности художника у современников.

Однако при всех достоинствах живописи К. Христинека, его работы не были вершинами русского портрета того времени, зримо и незримо уступая в живости, душевности, образности шедеврам И. Аргунова, Ф. Рокотова, Д. Левицкого, В. Боровиковского, С. Щукина.

Девочки
Портрет Екатерины Мордвиновой
Портрет С.И. Мордвинова
Портрет С.А. Грейг
Женский портрет
Портрет А.А.Вяземского
Портрет князя Г.Г.Орлова
Портрет А.В. Олсуфьева
Портрет цесаревича Павла